Мир мечтателей и мир обывателей в повести А.Грина «Алые паруса»
В повести-сказке Александра Грина «Алые паруса» отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обы¬вателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ас¬соль, естественно, формировал ее характер. А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство пре¬красного, она поверила в красивую сказку об алых пару¬сах, рассказанную ей добрым человеком. Этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее. И все же именно сказка ей не опуститься в болото обы¬вательской жизни. Там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. Они готовы были издеваться над любым че¬ловеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной меч¬той, они считали деревенской дурочкой. Мне кажется, эти люди были глубоко несчастны. Они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограни¬ченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает. Это «что-то» не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с прекрасным. Мне кажется, что эту потребность в человеке нельзя вытра¬вить ничем. И не преступление их, а несчастье в том, что они на¬столько огрубели душой, что не научились видеть пре¬красное в мыслях, в чувствах. Они видели только гряз¬ный мир, жили в этой реальности. Ассоль же жила в дру¬гом, выдуманном мире, непонятном и потому не при¬нимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действи¬тельность. Это противоречие и сгубило Ассоль. Это очень жизненный факт, наверное пережитый са¬мим писателем. Очень часто люди, не понимающие другого человека, может, даже великого и прекрасного, счи¬тают его дураком. Так им легче. Ассоль очень повезло в том отношении, что ее на¬шел Грей. Тоже мечтатель по натуре, он все же не думал о чем-то неосуществимом. Его мечтания в богатой се¬мье поддерживали. Ему было легче, чем Ассоль, несрав¬ненно легче, но все же он понял ее, понял ее неосуще¬ствимую мечту, от которой она не могла отказаться, по¬нял тогда, когда даже родной отец не понимал свою дочь. А ведь ее отец был человек большой души, но и его засасывал и калечил омут обывательской жизни. Повесть «Алые паруса» прекрасна своим оптимизмом, верой в мечту, победой мечты над обывательским ми¬ром. Прекрасна тем, что внушает надежду на существо¬вание в мире людей услышать и понять друг друга. Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира и уплыла к кораб¬лю, доказав всем, что любая мечта может осуществить¬ся, если очень верить в нее, не предать ее, не усомнить¬ся в ней. И может, кто-то от этого стал лучше, выше, чище душою, кого в этой повести отнесли к общему «бо¬лоту» и кто выйдет из него для новой повести о мечте.
Мир мечтателей и мир обывателей в повести А.Грина «Алые паруса»
В повести-сказке Александра Грина «Алые паруса» отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обы¬вателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ас¬соль, естественно, формировал ее характер. А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство пре¬красного, она поверила в красивую сказку об алых пару¬сах, рассказанную ей добрым человеком. Этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее. И все же именно сказка ей не опуститься в болото обы¬вательской жизни.
Там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. Они готовы были издеваться над любым че¬ловеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной меч¬той, они считали деревенской дурочкой. Мне кажется, эти люди были глубоко несчастны. Они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограни¬ченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает.
Это «что-то» не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с прекрасным. Мне кажется, что эту потребность в человеке нельзя вытра¬вить ничем.
И не преступление их, а несчастье в том, что они на¬столько огрубели душой, что не научились видеть пре¬красное в мыслях, в чувствах. Они видели только гряз¬ный мир, жили в этой реальности. Ассоль же жила в дру¬гом, выдуманном мире, непонятном и потому не при¬нимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действи¬тельность. Это противоречие и сгубило Ассоль.
Это очень жизненный факт, наверное пережитый са¬мим писателем. Очень часто люди, не понимающие другого человека, может, даже великого и прекрасного, счи¬тают его дураком. Так им легче.
Ассоль очень повезло в том отношении, что ее на¬шел Грей. Тоже мечтатель по натуре, он все же не думал о чем-то неосуществимом. Его мечтания в богатой се¬мье поддерживали. Ему было легче, чем Ассоль, несрав¬ненно легче, но все же он понял ее, понял ее неосуще¬ствимую мечту, от которой она не могла отказаться, по¬нял тогда, когда даже родной отец не понимал свою дочь. А ведь ее отец был человек большой души, но и его засасывал и калечил омут обывательской жизни. Повесть «Алые паруса» прекрасна своим оптимизмом, верой в мечту, победой мечты над обывательским ми¬ром. Прекрасна тем, что внушает надежду на существо¬вание в мире людей услышать и понять друг друга. Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира и уплыла к кораб¬лю, доказав всем, что любая мечта может осуществить¬ся, если очень верить в нее, не предать ее, не усомнить¬ся в ней. И может, кто-то от этого стал лучше, выше, чище душою, кого в этой повести отнесли к общему «бо¬лоту» и кто выйдет из него для новой повести о мечте.