С первых страниц становится понятно, что Аркадий покорен Базаровым, который стал для него не просто старшим товарищем, но и учителем, наставником. На вопрос дяди: "Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? " - молодой Кирсанов с гордостью отвечает: "Он нигилист". Видимо, эта философия так привлекает молодого романтика, что, не вполне вникнув, он яростно защищает позиции нигилизма от нападок со стороны Павла Петровича, англомана и аристократа, в высшей степени джентльмена. Однако нигилизм в представлении Аркадия куда менее воинствен, нежели нигилизм его друга Базарова. Молодой Кирсанов видит в отрицании всего лишь нравственную опору для опровержения прежнего и строительства нового: "не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Базаров выражается куда более революционно: прежде чем строить, "сперва нужно место расчистить". "Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем". Отрицание Базарова граничит с цинизмом, но высказанное им желание "ничего не делать" и "только ру гаться" проистекает не от высокомерной лени, а от сознания бесполезности каких бы то ни было единичных действий. В Базарове сочетаются и великая любовь к русскому народу, и глубочайшее презрение к его невежественности, и боль за невозможность вытащить народ из нищеты, из суеверия и болезней. Отличия между героями проявляются не только в силе их убежденности или в лидерских качествах. Молодые люди поразному видят окружающий их мир. Кирсанов - романтик, чувствительная натура, он любит музыку и поэзию, не чужд мечтательному созерцанию природы, пустому философствованию. Он любит и ценит искусство получать эстети ческое наслаждение от чтения Гейне, однако он старается побороть эту сторону своей натуры, подчиняясь рациональнологическому началу, которое видит в Базарове и которое столь ему нравится. Базаров, напротив, противник всяческого "романтизма", излишней чувствительности. Природа для него - "мастерская ", и, как настоящий работник, он терпеливо трудится, анатомируя лягушек, гусениц, жуков. Столь же по-разному герои проявляют себя в любви. Аркадий с легкостью простился со старыми убеждениями, простился с нигилизмом Базарова, с его воинственным отрицанием, и отдался в руки любимой женщины так же просто и естественно, как если бы всю жизнь так поступал. В молодом Кирсанове нет стержня, который бы определял его характер, но потому он и менее уязвим. Базаров же, напротив, потерпев неудачу в любви, потерял самое главное - уверенность, отсутствие сомнений в правильности своих действий. Смыслом жизни для Евгения была работа - он перестал работать. Смыслом жизни было отрицание - он признал иную, помимо разума, силу. В итоге - закономерный финал для двух жизней: Аркадий Кирсанов станет счастливым мужем, помещиком и умрет в старости, окруженный внуками,
В лидеры
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
Ирина ПоляковаПросветленный (24459)
С первых страниц становится понятно, что Аркадий покорен Базаровым, который стал для него не просто старшим товарищем, но и учителем, наставником. На вопрос дяди: "Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? " - молодой Кирсанов с гордостью отвечает: "Он нигилист". Видимо, эта философия так привлекает молодого романтика, что, не вполне вникнув, он яростно защищает позиции нигилизма от нападок со стороны Павла Петровича, англомана и аристократа, в высшей степени джентльмена. Однако нигилизм в представлении Аркадия куда менее воинствен, нежели нигилизм его друга Базарова. Молодой Кирсанов видит в отрицании всего лишь нравственную опору для опровержения прежнего и строительства нового: "не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Базаров выражается куда более революционно: прежде чем строить, "сперва нужно место расчистить". "Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем". Отрицание Базарова граничит с цинизмом, но высказанное им желание "ничего не делать" и "только ру гаться" проистекает не от высокомерной лени, а от сознания бесполезности каких бы то ни было единичных действий. В Базарове сочетаются и великая любовь к русскому народу, и глубочайшее презрение к его невежественности, и боль за невозможность вытащить народ из нищеты, из суеверия и болезней. Отличия между героями проявляются не только в силе их убежденности или в лидерских качествах. Молодые люди поразному видят окружающий их мир. Кирсанов - романтик, чувствительная натура, он любит музыку и поэзию, не чужд мечтательному созерцанию природы, пустому философствованию. Он любит и ценит искусство получать эстети ческое наслаждение от чтения Гейне, однако он старается побороть эту сторону своей натуры, подчиняясь рациональнологическому началу, которое видит в Базарове и которое столь ему нравится.
Базаров, напротив, противник всяческого "романтизма", излишней чувствительности. Природа для него - "мастерская ", и, как настоящий работник, он терпеливо трудится, анатомируя лягушек, гусениц, жуков. Столь же по-разному герои проявляют себя в любви.
Аркадий с легкостью простился со старыми убеждениями, простился с нигилизмом Базарова, с его воинственным отрицанием, и отдался в руки любимой женщины так же просто и естественно, как если бы всю жизнь так поступал.
В молодом Кирсанове нет стержня, который бы определял его характер, но потому он и менее уязвим. Базаров же, напротив, потерпев неудачу в любви, потерял самое главное - уверенность, отсутствие сомнений в правильности своих действий. Смыслом жизни для Евгения была работа - он перестал работать. Смыслом жизни было отрицание - он признал иную, помимо разума, силу. В итоге - закономерный финал для двух жизней: Аркадий Кирсанов станет счастливым мужем, помещиком и умрет в старости, окруженный внуками,