лермонтовские стихи вошли в мою жизнь ещё с детства. свободно и легко я подчинился волнистому ритму «русалки», тихим строкам «ангела», манящей тревожности «паруса». реальное смешивалось с нереальным, четкое с зыбким, и все это вместе было поэзией. позже, в часы раздумчивого горя, в той или иной мере на долю каждого человека, я повторял либо строки «сна», либо «», бог знает из каких еще стихов, все они мне близки. так, в годы войны с неожиданной яркостью вспомнилось не только «бородино», но и горькая исповедь умирающего офицера («завещание»):
наедине с тобою, брат,
хотел бы я
через всю мою жизнь прошло стихотворение «парус», слитое с судьбами всего поколения. лермонтов - ближайший наследник и восприемник пушкина, как и он, получил дар различать «в шуме и звоне» жизни то, что недоступно слуху обыкновенного человека. в сочетании огромного мастерства и величайшей безыскусственности встает перед нами поэзия лермонтова.
лермонтов - то явление в поэзии, которое принято называть чудом. но, вглядываясь в истоки этого чуда, мальчик, наделенный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдороге, а сознательно и настойчиво совершенствовал свой талант. поставив перед собой великую цель, он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо, которому мы не перестаем удивляться. и когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он уже никак не мог оказаться в положении дебютанта, разыгрывающего перед публикой трудную симфонию и терпящего неизбежный провал. нет, действительный автор «песни купца калашникова», «бородина», «русалки» и других произведений, в первый раз прочитанных людьми 30-х годов, был к тому времени уже сложившимся поэтом, поэтом с сложным миропониманием, с контрастной сменой настроений, душевного состояния.
но лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. он рано, еще в отроческие годы, проникся мыслью о гражданственном назначении поэзии. свидетельство тому его стихи об июльских днях в париже, которые даже в наше время выглядят революционными. появление стихотворения «смерть поэта» не было случайным, оно было подготовлено в процессе духовною созревания поэта-гражданина. в дальнейшем его мятежная муза доставляла много беспокойства всесильным «пашам» и «голубым мундирам», объявившим ему войну не на жизнь, а на смерть. он страстно любил россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ». и свое творчество он хотел уподобить не безобидной игрушке, но кинжалу, с которым он вступал в неравную борьбу против общественной несправедливости. его стихи, посвященные поэзии, являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшего значения до сих пор.
лермонтов живет среди нас. это действительно так, и оттого, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. каждый заново для себя открывает лермонтова. гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. и настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и интересом к его творчеству еще в школьные годы.
эссе на тему: мой лермонтов
лермонтовские стихи вошли в мою жизнь ещё с детства. свободно и легко я подчинился волнистому ритму «русалки», тихим строкам «ангела», манящей тревожности «паруса». реальное смешивалось с нереальным, четкое с зыбким, и все это вместе было поэзией. позже, в часы раздумчивого горя, в той или иной мере на долю каждого человека, я повторял либо строки «сна», либо «», бог знает из каких еще стихов, все они мне близки. так, в годы войны с неожиданной яркостью вспомнилось не только «бородино», но и горькая исповедь умирающего офицера («завещание»):
наедине с тобою, брат,
хотел бы я
через всю мою жизнь прошло стихотворение «парус», слитое с судьбами всего поколения. лермонтов - ближайший наследник и восприемник пушкина, как и он, получил дар различать «в шуме и звоне» жизни то, что недоступно слуху обыкновенного человека. в сочетании огромного мастерства и величайшей безыскусственности встает перед нами поэзия лермонтова.
лермонтов - то явление в поэзии, которое принято называть чудом. но, вглядываясь в истоки этого чуда, мальчик, наделенный действительно необыкновенными способностями, не остановился на полдороге, а сознательно и настойчиво совершенствовал свой талант. поставив перед собой великую цель, он сам создал себя и вызвал к жизни то чудо, которому мы не перестаем удивляться. и когда молодой поэт впервые вышел на суд читателей, он уже никак не мог оказаться в положении дебютанта, разыгрывающего перед публикой трудную симфонию и терпящего неизбежный провал. нет, действительный автор «песни купца калашникова», «бородина», «русалки» и других произведений, в первый раз прочитанных людьми 30-х годов, был к тому времени уже сложившимся поэтом, поэтом с сложным миропониманием, с контрастной сменой настроений, душевного состояния.
но лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. он рано, еще в отроческие годы, проникся мыслью о гражданственном назначении поэзии. свидетельство тому его стихи об июльских днях в париже, которые даже в наше время выглядят революционными. появление стихотворения «смерть поэта» не было случайным, оно было подготовлено в процессе духовною созревания поэта-гражданина. в дальнейшем его мятежная муза доставляла много беспокойства всесильным «пашам» и «голубым мундирам», объявившим ему войну не на жизнь, а на смерть. он страстно любил россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ». и свое творчество он хотел уподобить не безобидной игрушке, но кинжалу, с которым он вступал в неравную борьбу против общественной несправедливости. его стихи, посвященные поэзии, являются подлинным манифестом боевого искусства, не потерявшего значения до сих пор.
лермонтов живет среди нас. это действительно так, и оттого, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. каждый заново для себя открывает лермонтова. гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. однако океан лермонтовской поэзии трудно расстается с тайнами, запрятанными в его глубинах. и настоящие открытия лермонтовского мира приходят тогда, когда они подготовлены знанием его поэзии, одухотворены любовью и интересом к его творчеству еще в школьные годы.