О.И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе присущ творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причём «оборотень» чёрная курица-министр является проводником[1].
А.П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бе душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести»[5].
Н.Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского[6][7] и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Чёрная курица“ — это прежде всего повесть об инициации, то есть о прохождении её героем определённых испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[8].
О.И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе присущ творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причём «оборотень» чёрная курица-министр является проводником[1].
А.П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бе душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести»[5].
Н.Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского[6][7] и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Чёрная курица“ — это прежде всего повесть об инициации, то есть о прохождении её героем определённых испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[8].