Поэма состоит из 30 глав, каждая из которых достаточно автономна и в то же время все они тесно связаны между собой. Об особенностях такой композиции писал сам автор: «Первое, что я принял за принцип композиции и сюжета, — это стремление к известной законченности каждой отдельной части, а внутри главы — каждого периода, даже строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который, хотя бы и незнаком был с предыдущими главами, нашел бы в дано, напечатанной сегодня в газете главе нечто целое, округленное…» В результате поэма оказалась построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя. Так Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающим подразделением; в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен.
Наряду с главами о Теркине и его подвигах в поэме есть пять глав — своеобразных лирических отступлений, которые так и называются: «От автора» (четыре) и одна — «О себе». В них проявляется авторское лирическое начало, придающее своеобразие жанру произведения. По охвату времени, событий, героев, характеру центрального персонажа это эпическое произведение. Главное в нем — изображение национально-исторического события, решающего судьбу нации, и подлинно народного героического характера. Помимо Василия Теркина здесь присутствует множество других героев — участников войны («стриженые» ребята из главы «Переправа», старик и старуха в главе «Два солдата», уставший шофер, пустившийся в пляс под звуки гармони, из главы «Гармонь» и др.).Особый герой поэмы — автор. «Теркин существует самостоятельно, независимо от своего автора. Но автор так сблизился с ним и его товарищами, так вошел в их военную судьбу, во все их отношения — и здесь, на фронте, и там, откуда эти люди пришли на фронт, — что может с абсолютной подлинностью и совершенной внутренней свободой выражать их мысли и чувства» (В. Александров). В главе «О себе» автор пишет: И скажу тебе, не скрою, — В этой книге там ли, сям То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам.
В слиянии автора и героя состоит одна из важнейших особенностей поэмы, по жанру являющейся лироэпическим произведением. Единство его обеспечивается не только сквозным героем, проходящим через всю поэму, общей национально-патриотической идеей, но и особой близостью автора и героя. Поэт непосредственно обращается к читателю во вступительной и заключительной главах, выражает свое отношение к «святому и правому бою», к народу, восхищается душевной щедростью и мужеством Теркина, а временами как бы вмешивается в события, становясь рядом с бойцом.
Наряду с главами о Теркине и его подвигах в поэме есть пять глав — своеобразных лирических отступлений, которые так и называются: «От автора» (четыре) и одна — «О себе». В них проявляется авторское лирическое начало, придающее своеобразие жанру произведения. По охвату времени, событий, героев, характеру центрального персонажа это эпическое произведение. Главное в нем — изображение национально-исторического события, решающего судьбу нации, и подлинно народного героического характера. Помимо Василия Теркина здесь присутствует множество других героев — участников войны («стриженые» ребята из главы «Переправа», старик и старуха в главе «Два солдата», уставший шофер, пустившийся в пляс под звуки гармони, из главы «Гармонь» и др.).Особый герой поэмы — автор. «Теркин существует самостоятельно, независимо от своего автора. Но автор так сблизился с ним и его товарищами, так вошел в их военную судьбу, во все их отношения — и здесь, на фронте, и там, откуда эти люди пришли на фронт, — что может с абсолютной подлинностью и совершенной внутренней свободой выражать их мысли и чувства» (В. Александров). В главе «О себе» автор пишет:
И скажу тебе, не скрою, —
В этой книге там ли, сям
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
В слиянии автора и героя состоит одна из важнейших особенностей поэмы, по жанру являющейся лироэпическим произведением. Единство его обеспечивается не только сквозным героем, проходящим через всю поэму, общей национально-патриотической идеей, но и особой близостью автора и героя. Поэт непосредственно обращается к читателю во вступительной и заключительной главах, выражает свое отношение к «святому и правому бою», к народу, восхищается душевной щедростью и мужеством Теркина, а временами как бы вмешивается в события, становясь рядом с бойцом.