Кирибеевич — опричник, любимец ивана грозного, из семьи малютиной (малюты скуратова). прозвище — кирибеевич — скорее татарского происхождения (кирибей), однако этот мотив не развит. можно думать, что кирибеевич принял православную веру (отвечая царю, он говорит: «злы татаровья»). к. антагонист калашникова, носитель неограниченного личного начала. в этом смысле он сходен с демоническими героями лермонтова. к. бунтует против веками освященного порядка, нарушая патриархально-родовые законы и соблазняя жену калашникова, алену дмитриевну. к. презирает народное мнение и народный обычай, подчеркивает, что он прежде всего — слуга царя и неподвластен народному целому. семейно-родовым связям он противополагает социально-иерархические отношения. искушая и соблазняя алену дмитриевну, к. сулит ей богатые дары и заручается поддержкой ивана грозного. в отличие от калашникова, к., выходя на бой, кланяется только царю. и на самый бой он идет с целью потешить «царя нашего батюшку». своеволие к. проявляется и в том, что он — «лукавый раб» — обманул царя, «не сказал правды истинной, / не поведал что красавица / в церкви божией перевенчана, / перевенчана с молодым купцом / по закону нашему христианскому». идет против традиции и ее защитник — оскорбленный к. купец калашников. тем самым в поэме столкнулись два мятежника — один защищает старые порядки, другой их разрушает. своевольство чуждо народу, но поддержано царской властью, защитник старины мил народу, но не угоден царю, потерявшему своего любимца. калашников и к. выведены лермонтовым на арену жизни в переломный момент, когда патриархальные отношения и патриархальная психология стали разрушаться под натиском индивидуалистических страстей. этот разлом коснулся самых интимных сторон жизни, определив конфликт, ставший содержанием «».