Бородинское сражение, ставшее переломным моментом в войне 1812 года, вызывало живой интерес многих исследователей, историков, ученых. Не удивительно, что к нему обращались в своих произведениях и русские писатели. Эта тема нашла свое отражение в поэме М. Ю. Лермонтова «Бородино» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Образ народа-мстителя, который, наряду с подлинным героизмом, мужеством, решительностью, обладает такими высокими качествами, как простота, доброта и правда, встает перед нами со страниц этих произведений.
Война — «самое гадкое дело в жизни». Но война за свою землю, за жизнь и национальную свободу своих отцов, матерей, детей — такая война справедлива. Она должна быть жестокой, чтобы никто не хотел ее повторения. Но воспроизводя события Бородинского сражения, которое было принято русскими «...на открытой, почти неукрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов...», Толстой не ограничивается изображением панорамы происходящего на поле боя. Художник уделяет особое внимание мужеству и подвигам отдельных героев. Это артиллеристы батареи Раевского, которые дружно заряжали орудия и давали сокрушительный отпор французам. Это подвиг самого генерала Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей и с ними рядом под непрекращающимся огнем повел в атаку. Это и поведение Николая Ростова, захватившего в плен французского офицера. Это мужество капитана Тимохина, который переживает огромное душевное напряжение, несмотря на то что его люди более восьми часов стояли на поле боя. Русские люди стояли насмерть перед превосходящими силами врага. Им некуда и невозможно было отступить, потому что «требование народного сражения» к этому времени достаточно определилось, необходимо было «всем народом навалиться», выстоять во что бы то ни стало.
И в лермонтовском «Бородино» перед нами раскрывается все то же мужество, то же богатство души русского народа, его благородство, трагизм разочарования, горечь утрат. И эти черты народа-богатыря нам осознать все величие и трагизм происходящей битвы, весь масштаб народного самосознания.
Оба автора с невероятным мастерством отражают атмосферу Бородинского сражения. В поэме «Бородино» мы ощущаем весь накал чувств и эмоций во время сражения:
Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...
Те же картины мы видим и у Толстого. Так, например, вместе с Пьером мы чувствуем разгорающийся огонь сражения. Сама идея, цель этой борьбы становится близка и понятна каждому. Этим определяется главное настроение солдат:
Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
В этих словах отражен весь могучий русский характер. И эти строки тесно переплетаются с настроем народа в романе «Война и мир», образами мужиков, «работающих на поле сражения» не щадя себя во имя Родины.
В самом деле, не только прославлением героического подвига народа восхищают и поражают нас описания Бородинской битвы. Мы словно ощущаем тот накал, то напряжение, которое висит в воздухе. Так, Толстой проявляет исключительное мастерство в изображении этой атмосферы Бородинского сражения. Он передает сцену боя «по солнцу и под солнцем», уподобляя сражение грозе, детально описывая диспозиции и в то же время быстро сменяя ситуации батального сюжета.
Бородинское сражение, ставшее переломным моментом в войне 1812 года, вызывало живой интерес многих исследователей, историков, ученых. Не удивительно, что к нему обращались в своих произведениях и русские писатели. Эта тема нашла свое отражение в поэме М. Ю. Лермонтова «Бородино» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Образ народа-мстителя, который, наряду с подлинным героизмом, мужеством, решительностью, обладает такими высокими качествами, как простота, доброта и правда, встает перед нами со страниц этих произведений.
Война — «самое гадкое дело в жизни». Но война за свою землю, за жизнь и национальную свободу своих отцов, матерей, детей — такая война справедлива. Она должна быть жестокой, чтобы никто не хотел ее повторения. Но воспроизводя события Бородинского сражения, которое было принято русскими «...на открытой, почти неукрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов...», Толстой не ограничивается изображением панорамы происходящего на поле боя. Художник уделяет особое внимание мужеству и подвигам отдельных героев. Это артиллеристы батареи Раевского, которые дружно заряжали орудия и давали сокрушительный отпор французам. Это подвиг самого генерала Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей и с ними рядом под непрекращающимся огнем повел в атаку. Это и поведение Николая Ростова, захватившего в плен французского офицера. Это мужество капитана Тимохина, который переживает огромное душевное напряжение, несмотря на то что его люди более восьми часов стояли на поле боя. Русские люди стояли насмерть перед превосходящими силами врага. Им некуда и невозможно было отступить, потому что «требование народного сражения» к этому времени достаточно определилось, необходимо было «всем народом навалиться», выстоять во что бы то ни стало.
И в лермонтовском «Бородино» перед нами раскрывается все то же мужество, то же богатство души русского народа, его благородство, трагизм разочарования, горечь утрат. И эти черты народа-богатыря нам осознать все величие и трагизм происходящей битвы, весь масштаб народного самосознания.
Оба автора с невероятным мастерством отражают атмосферу Бородинского сражения. В поэме «Бородино» мы ощущаем весь накал чувств и эмоций во время сражения:
Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...
Те же картины мы видим и у Толстого. Так, например, вместе с Пьером мы чувствуем разгорающийся огонь сражения. Сама идея, цель этой борьбы становится близка и понятна каждому. Этим определяется главное настроение солдат:
Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
В этих словах отражен весь могучий русский характер. И эти строки тесно переплетаются с настроем народа в романе «Война и мир», образами мужиков, «работающих на поле сражения» не щадя себя во имя Родины.
В самом деле, не только прославлением героического подвига народа восхищают и поражают нас описания Бородинской битвы. Мы словно ощущаем тот накал, то напряжение, которое висит в воздухе. Так, Толстой проявляет исключительное мастерство в изображении этой атмосферы Бородинского сражения. Он передает сцену боя «по солнцу и под солнцем», уподобляя сражение грозе, детально описывая диспозиции и в то же время быстро сменяя ситуации батального сюжета.