Пьеса Н.В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и самых разноречивых мнений. Гоголя обвиняли в том, что он вывел на сцену «маленьких людишек» - купцов и мелких чиновников, погрузил читателя в жизнь, проблемы и интересы этих «простых» людей. И действительно, героиней пьесы становится купеческая дочь Агафья Тихоновна, которой, по всем правилам ее сословия, подыскивает жениха сваха Фекла Ивановна. К невесте сватаются надворный советник Подколесин, экзекутор Яичница, отставной пехотный офицер Анучкин, моряк Жевакин. «Женитьбу» можно назвать первой русской бытовой комедией нравов. Она показала, что можно описывать и жизнь простых людей. В пьесе есть все, что составляет эту жизнь: смешное и грустное, высокое и низкое. Причем Гоголь реалистически описывает выбранную им среду, не преувеличивая, не используя фантастику. Все это дает основание назвать писателя основоположником и первопроходцем, чьи традиции в дальнейшем будет развивать А.Н. Островский в своих пьесах. Сюжет комедии прост и незатейлив. Мелкий чиновник Подколесин решает жениться. Мы сразу понимаем, что его больше всего интересует не невеста, у которой он не помнит даже имени, а ее приданое. Но не только это побуждает героя думать о свадьбе. Гоголь показывает, что для «маленького человека» женитьба – очень важное событие в жизни, возвышающее его в собственных глазах. Подколесину кажется, что все - и портной, и сапожник, - узнав о его намерении, должны тут же оценить это важное событие и зауважать героя. О невесте мы узнаем, что она дочь купца третьей гильдии и хочет в мужья «непременно дворянина». В образе Агафьи Тихоновны Гоголь собрал все типичные черты девушки ее сословия. Героиня все дни проводит дома, скучает и грезит о своем «избраннике». Гоголь показывает невежественность и необразованность купеческой среды: Агафья Тихоновна безоговорочно верит различным гаданиям, суевериям, и определяет свою жизнь, опираясь на них. О поверхностности героини говорят и те критерии, по которым она собирается выбирать себе жениха. Это, прежде всего, внешние достоинства: возраст, рост, сложение, приятная внешность, фамилия и так далее. Да и у Подколесина в голове есть свой «идеал» жены. Он почему-то убежден, что она непременно должна говорить по-французски, иметь короткий носик… Очень комичен монолог Агафьи Тихоновны, в котором она пытается выбрать себе жениха. Героиня относится к претендентам как к вещам – пытается сложить из всех них один идеальный портрет: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась». Показывая эти размышления героев и вообще выбирая такую тему, Гоголь, мне кажется, хотел показать фальшивость, лицемерие, искусственность жизни людей. Ведь жениться стоит по любви, имея к человеку какую-то искреннюю привязанность, симпатию. Но об этом герои комедии и не думают. Для них на первом месте – наносное, поверхностное, второстепенное. Именно поэтому, может быть, так мало счастливых людей видит Гоголь вокруг себя. Именно об этом он и грустит в своей пьесе, демонстрируя, как и всегда у него бывает, «смех сквозь слезы», размышляя о серьезном через смешное, о важном через «мелкое», «пустое».
И действительно, героиней пьесы становится купеческая дочь Агафья Тихоновна, которой, по всем правилам ее сословия, подыскивает жениха сваха Фекла Ивановна. К невесте сватаются надворный советник Подколесин, экзекутор Яичница, отставной пехотный офицер Анучкин, моряк Жевакин.
«Женитьбу» можно назвать первой русской бытовой комедией нравов. Она показала, что можно описывать и жизнь простых людей. В пьесе есть все, что составляет эту жизнь: смешное и грустное, высокое и низкое. Причем Гоголь реалистически описывает выбранную им среду, не преувеличивая, не используя фантастику. Все это дает основание назвать писателя основоположником и первопроходцем, чьи традиции в дальнейшем будет развивать А.Н. Островский в своих пьесах.
Сюжет комедии прост и незатейлив. Мелкий чиновник Подколесин решает жениться. Мы сразу понимаем, что его больше всего интересует не невеста, у которой он не помнит даже имени, а ее приданое. Но не только это побуждает героя думать о свадьбе. Гоголь показывает, что для «маленького человека» женитьба – очень важное событие в жизни, возвышающее его в собственных глазах. Подколесину кажется, что все - и портной, и сапожник, - узнав о его намерении, должны тут же оценить это важное событие и зауважать героя.
О невесте мы узнаем, что она дочь купца третьей гильдии и хочет в мужья «непременно дворянина». В образе Агафьи Тихоновны Гоголь собрал все типичные черты девушки ее сословия. Героиня все дни проводит дома, скучает и грезит о своем «избраннике». Гоголь показывает невежественность и необразованность купеческой среды: Агафья Тихоновна безоговорочно верит различным гаданиям, суевериям, и определяет свою жизнь, опираясь на них.
О поверхностности героини говорят и те критерии, по которым она собирается выбирать себе жениха. Это, прежде всего, внешние достоинства: возраст, рост, сложение, приятная внешность, фамилия и так далее. Да и у Подколесина в голове есть свой «идеал» жены. Он почему-то убежден, что она непременно должна говорить по-французски, иметь короткий носик…
Очень комичен монолог Агафьи Тихоновны, в котором она пытается выбрать себе жениха. Героиня относится к претендентам как к вещам – пытается сложить из всех них один идеальный портрет: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».
Показывая эти размышления героев и вообще выбирая такую тему, Гоголь, мне кажется, хотел показать фальшивость, лицемерие, искусственность жизни людей. Ведь жениться стоит по любви, имея к человеку какую-то искреннюю привязанность, симпатию. Но об этом герои комедии и не думают. Для них на первом месте – наносное, поверхностное, второстепенное.
Именно поэтому, может быть, так мало счастливых людей видит Гоголь вокруг себя. Именно об этом он и грустит в своей пьесе, демонстрируя, как и всегда у него бывает, «смех сквозь слезы», размышляя о серьезном через смешное, о важном через «мелкое», «пустое».