Книги о войне учат нас нравственности и умению даже в трудных жизненных ситуациях сохранять человеческие ценности. Такие книги нужно читать для того, чтобы узнать какие ужасы пришлось пережить людям и никогда не повторять ошибки тех, кто развязал войну. Такие книги учат нас ценить человеческую жизнь.
Обратимся к повести Вячеслава Кондратьева «Сашка». Главные её герои: Сашка и комбатовский ординарец Толик делают свой нравственный выбор.
Сашка берёт в плен немца, которого потом будет допрашивать комбат. Не добившись от него никаких сведений, комбат приказывает расстрелять пленного. Но сделать этого Сашка не может, так как обещал немцу сохранить его жизнь. Сашка верил в правдивость нашей листовки, обещавшей военнопленным хорошую жизнь. Когда Сашка вёл пленного в штаб, он сказал ему: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Автор пишет о Сашке, что «есть у него заслон какой или преграда, через которую переступить он не может». У Сашки был сильный нравственный принцип: если он дал слово, то должен его сдержать. Он жалеет немца. Сашке нетрудно было убить его в бою, так как это был враг, но этот немец был пленный и безоружный. Увидел в нём Сашка такого же человека, как и он сам. И поэтому он решил не убивать немца.
Свой нравственный выбор делает и комбатовский ординарец Толик. Он безнравственный, бесчувственный человек и готов не задумываясь выполнить бесчеловечный приказ.
Хочется ещё обратиться к повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка», где автор показывает нам, что ломает война душу человека. Война может её убить, как произошло с героем повести старшиной Мохнаковым. Тот – настоящий вояка, воюет умело, толково, научился профессионально убивать. Он не брезгует мародёрством и по-хамски обращается с приютившей их хозяйкой. Мохнаков – нравственно распущенный человек, считающий, что война спишет все грехи. Он признаётся Борису Костяеву: «Я весь истратился на войну, всё сердце истратил, не жаль мне никого». Мохнаков с гранатой бросается под танк. По всем стандартам – это подвиг, но Астафьев видит здесь отчаянный акт самоубийства. Мохнаков покончил с собой, потому что не смог жить со своей бесчеловечной душой.
Свой нравственный выбор на войне делает и Борис Костяев. Он сохраняет нравственные ценности, заложенные в нём с детства. Но война жестоко отражается и в его душе. Он душевно истрачивается от смертей и крови, от творящегося хаоса. Автор говорит о герое так: «Нести свою душу Борису делалось всё тяжелее». Смерть героя выглядит очень странно. Он умирает от лёгкого ранения, но, в сущности, Борис погиб от усталости. Он не мог смириться с тем, что война вытравляет из человека сострадание, любовь, доброту, бережное отношение к жизни других людей.
Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» показывает нам, что делает война с душой человека, а повесть Кондратьева «Сашка» учит нас нравственности и умению даже в самых трудных ситуациях сохранять свои нравственные ценности.
Книги о войне учат нас нравственности и умению даже в трудных жизненных ситуациях сохранять человеческие ценности. Такие книги нужно читать для того, чтобы узнать какие ужасы пришлось пережить людям и никогда не повторять ошибки тех, кто развязал войну. Такие книги учат нас ценить человеческую жизнь.
Обратимся к повести Вячеслава Кондратьева «Сашка». Главные её герои: Сашка и комбатовский ординарец Толик делают свой нравственный выбор.
Сашка берёт в плен немца, которого потом будет допрашивать комбат. Не добившись от него никаких сведений, комбат приказывает расстрелять пленного. Но сделать этого Сашка не может, так как обещал немцу сохранить его жизнь. Сашка верил в правдивость нашей листовки, обещавшей военнопленным хорошую жизнь. Когда Сашка вёл пленного в штаб, он сказал ему: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Автор пишет о Сашке, что «есть у него заслон какой или преграда, через которую переступить он не может». У Сашки был сильный нравственный принцип: если он дал слово, то должен его сдержать. Он жалеет немца. Сашке нетрудно было убить его в бою, так как это был враг, но этот немец был пленный и безоружный. Увидел в нём Сашка такого же человека, как и он сам. И поэтому он решил не убивать немца.
Свой нравственный выбор делает и комбатовский ординарец Толик. Он безнравственный, бесчувственный человек и готов не задумываясь выполнить бесчеловечный приказ.
Хочется ещё обратиться к повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка», где автор показывает нам, что ломает война душу человека. Война может её убить, как произошло с героем повести старшиной Мохнаковым. Тот – настоящий вояка, воюет умело, толково, научился профессионально убивать. Он не брезгует мародёрством и по-хамски обращается с приютившей их хозяйкой. Мохнаков – нравственно распущенный человек, считающий, что война спишет все грехи. Он признаётся Борису Костяеву: «Я весь истратился на войну, всё сердце истратил, не жаль мне никого». Мохнаков с гранатой бросается под танк. По всем стандартам – это подвиг, но Астафьев видит здесь отчаянный акт самоубийства. Мохнаков покончил с собой, потому что не смог жить со своей бесчеловечной душой.
Свой нравственный выбор на войне делает и Борис Костяев. Он сохраняет нравственные ценности, заложенные в нём с детства. Но война жестоко отражается и в его душе. Он душевно истрачивается от смертей и крови, от творящегося хаоса. Автор говорит о герое так: «Нести свою душу Борису делалось всё тяжелее». Смерть героя выглядит очень странно. Он умирает от лёгкого ранения, но, в сущности, Борис погиб от усталости. Он не мог смириться с тем, что война вытравляет из человека сострадание, любовь, доброту, бережное отношение к жизни других людей.
Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» показывает нам, что делает война с душой человека, а повесть Кондратьева «Сашка» учит нас нравственности и умению даже в самых трудных ситуациях сохранять свои нравственные ценности.