проблема отцов и детей существовала всегда. однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. такой период наблюдался в россии в середине xix века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. именно эта проблема затронута в романе и. с. тургенева «отцы и дети». отцы в романе представлены братьями кирсановыми, а дети аркадием кирсановым и евгением базаровым.
наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» базарова и чопорного дворянина павла петровича. примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между базаровым и его родителями, а также аркадием со своим отцом. автор противопоставляет два поколения не только с идейных различий, но даже внешним описанием. если в описании базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании павла петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.
эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. павел петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе. павел петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами. на мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.
что касается проблемы отцов и детей внутри семьи кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. его также заботят родной дом, семья и покой. конфликт между ним и николаем петровичем просматривается только тогда, когда аркадий временно подпадает под влияние базарова и пытается ему подражать. кирсанова печалят такие перемены в сыне. и даже когда аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. в конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена. аркадий становится взрослее и мудрее, а базаров уходит из их жизни. тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.
несмотря на то, что роман написан в xix века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. с этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению. возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.
Спор между отцами и детьми – проблема актуальная во все времена. чаще всего причиной конфликтов становится несовпадение взглядов, мировоззрений. страшно, когда столкновение перерастает в стадию вражды. если вспомнить , то такое явление было частью гражданской войны, когда отец воевал против сына, брат против брата. но не всегда конфликт поколений заканчивается непримиримой враждой. обратимся к роману и.с.тургенева «отцы и дети». уже само название говорит о его проблематике. роман был написан в то время, когда особенно обострились отношения между двумя политическими силами: дворянами-либералами и революционерами-демократами. представителем лагеря разночинцев в произведении является евгений базаров. это человек, большим умом, редким трудолюбием, силой воли и чувством собственного достоинства.
он отрицает принципы и авторитеты и верит только опыту. его отношение к либералам-помещикам кирсановым снисходительно-пренебрежительное. он считает их взгляды устаревшими, непрогрессивными. по его мнению, это люди отжившего поколения, «их песенка спета». столкновение базарова и павла петровича кирсанова приводят к вражде и дуэли. другое дело аркадий кирсанов. в начале романа он позиционирует себя как ученик базарова, «старается» быть нигилистом. его отец николай петрович огорчён, что между ним и сыном встаёт стена непонимания. аркадий - мягкий, сентиментальный человек, и со временем он понимает, что не создан для суровой, горькой бобыльной жизни нигилиста. « я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде», - признаётся он кате. наметившийся конфликт с отцом сходит на нет, сельский уют, семейные ценности, мечта о тихом счастье берут верх. не заканчивается враждой и конфликт базарова со своими родителями. это скорее внутренний конфликт. базаров явно тяготится присутствием родителей, но старается не показывать этого. понятно, что он снисходительно принимает и заботы матери и желание отца идти в ногу со своим сыном. нигилистические убеждения базарова не позволяют ему выражать свои чувства, он ведёт себя по отношению к отцу и матери сухо, несколько пренебрежительно. особенно горькой, на мой взгляд, становится сцена, когда евгений уезжает из дома и старик базаров восклицает: «бросил нас». но базаров возвращается и умирает на руках родителей. отчий дом становится его единственным пристанищем. в своём романе тургенев доводит до читателя мысль, что молодое поколение не должно отрываться от своих корней, в жизни любого человека важна связь поколений. конфликты между отцами и детьми неизбежны, но они не должны заканчиваться враждой.
ответ:
отцы и дети
проблема отцов и детей существовала всегда. однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. такой период наблюдался в россии в середине xix века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. именно эта проблема затронута в романе и. с. тургенева «отцы и дети». отцы в романе представлены братьями кирсановыми, а дети аркадием кирсановым и евгением базаровым.
наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» базарова и чопорного дворянина павла петровича. примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между базаровым и его родителями, а также аркадием со своим отцом. автор противопоставляет два поколения не только с идейных различий, но даже внешним описанием. если в описании базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании павла петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.
эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. павел петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе. павел петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами. на мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.
что касается проблемы отцов и детей внутри семьи кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. его также заботят родной дом, семья и покой. конфликт между ним и николаем петровичем просматривается только тогда, когда аркадий временно подпадает под влияние базарова и пытается ему подражать. кирсанова печалят такие перемены в сыне. и даже когда аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. в конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена. аркадий становится взрослее и мудрее, а базаров уходит из их жизни. тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.
несмотря на то, что роман написан в xix века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. с этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению. возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.
он отрицает принципы и авторитеты и верит только опыту. его отношение к либералам-помещикам кирсановым снисходительно-пренебрежительное. он считает их взгляды устаревшими, непрогрессивными. по его мнению, это люди отжившего поколения, «их песенка спета». столкновение базарова и павла петровича кирсанова приводят к вражде и дуэли. другое дело аркадий кирсанов. в начале романа он позиционирует себя как ученик базарова, «старается» быть нигилистом. его отец николай петрович огорчён, что между ним и сыном встаёт стена непонимания. аркадий - мягкий, сентиментальный человек, и со временем он понимает, что не создан для суровой, горькой бобыльной жизни нигилиста. « я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде», - признаётся он кате. наметившийся конфликт с отцом сходит на нет, сельский уют, семейные ценности, мечта о тихом счастье берут верх. не заканчивается враждой и конфликт базарова со своими родителями. это скорее внутренний конфликт. базаров явно тяготится присутствием родителей, но старается не показывать этого. понятно, что он снисходительно принимает и заботы матери и желание отца идти в ногу со своим сыном. нигилистические убеждения базарова не позволяют ему выражать свои чувства, он ведёт себя по отношению к отцу и матери сухо, несколько пренебрежительно. особенно горькой, на мой взгляд, становится сцена, когда евгений уезжает из дома и старик базаров восклицает: «бросил нас». но базаров возвращается и умирает на руках родителей. отчий дом становится его единственным пристанищем. в своём романе тургенев доводит до читателя мысль, что молодое поколение не должно отрываться от своих корней, в жизни любого человека важна связь поколений. конфликты между отцами и детьми неизбежны, но они не должны заканчиваться враждой.