Неизменная тема писателя «по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему бытию».
Рассказ Е.И. Носова посвящен не кукле, а людям. Носов предлагает читателю » кинуть взор» вокруг себя и посмотреть на то, что он уже уничтожил и подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что ещё осталось. Бороться с жестокостью, отсутствием милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.
Рассказ начинается с описания природы. Автор подробно рассказывает о реке, о рыбалке, о цветах и травах, чтобы показать читателю богатство родной земли. Его ужасает оскудение природы и обмеление реки. Беду он видит в неразумном хозяйствовании человека на земле, в частности, в неумелом и избыточном использовании удобрений.
Первое название рассказа было «Акимыч». Почему же автор изменил название, ведь Акимыч является главным героем, а не кукла?
Кто же такой Акимыч? Беспокойный, неравнодушный человек не умеющий сидеть без дела. Когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож.
Он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, страдает, видя погибающую вокруг красоту Земли. Акимыч всю войну, был тяжело ранен, видел много горя и слез. Отношение к растерзанной кукле кажется ему страшным: кукла создана по образу человека, и если кто-то растерзал куклу. То он будет надругаться и над человеком. Самое же страшное — это привычка «к святотатству», равнодушие.
Е. Носов постоянно вспоминает о военном времени, потому что война стала возможной из-за того. Что люди проявили когда-то равнодушие. Почему же так болезненно Акимыч воспринимает случай с куклой? Кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Игрушка напомнила Акимычу пережитое во время войны.
А сколько людей мимо изуродованной куклы? Ничье внимание не привлекла кукла, которая валялась «в грязном придорожном кювете», а «… светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Теперь можно с уверенностью ответить на поставленный ранее вопрос. Название рассказа «Кукла» перемещает наше внимание на случай с игрушкой, описанный автором. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик.
Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Каждый человек сам решает, какие дела ему творить — добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.
Рассказ Е.И. Носова посвящен не кукле, а людям. Носов предлагает читателю » кинуть взор» вокруг себя и посмотреть на то, что он уже уничтожил и подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что ещё осталось. Бороться с жестокостью, отсутствием милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.
Рассказ начинается с описания природы. Автор подробно рассказывает о реке, о рыбалке, о цветах и травах, чтобы показать читателю богатство родной земли. Его ужасает оскудение природы и обмеление реки. Беду он видит в неразумном хозяйствовании человека на земле, в частности, в неумелом и избыточном использовании удобрений.
Первое название рассказа было «Акимыч». Почему же автор изменил название, ведь Акимыч является главным героем, а не кукла?
Кто же такой Акимыч? Беспокойный, неравнодушный человек не умеющий сидеть без дела. Когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож.
Он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, страдает, видя погибающую вокруг красоту Земли. Акимыч всю войну, был тяжело ранен, видел много горя и слез. Отношение к растерзанной кукле кажется ему страшным: кукла создана по образу человека, и если кто-то растерзал куклу. То он будет надругаться и над человеком. Самое же страшное — это привычка «к святотатству», равнодушие.
Е. Носов постоянно вспоминает о военном времени, потому что война стала возможной из-за того. Что люди проявили когда-то равнодушие. Почему же так болезненно Акимыч воспринимает случай с куклой? Кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Игрушка напомнила Акимычу пережитое во время войны.
А сколько людей мимо изуродованной куклы? Ничье внимание не привлекла кукла, которая валялась «в грязном придорожном кювете», а «… светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Теперь можно с уверенностью ответить на поставленный ранее вопрос. Название рассказа «Кукла» перемещает наше внимание на случай с игрушкой, описанный автором. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик.
Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Каждый человек сам решает, какие дела ему творить — добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.