Повесть Н.В.Гоголя Вий начинается с описания быта бурсы – учеников богословского учебного заведения. Автор говорит, что это был чрезвычайно бедный, но прожорливый народ, даже на рынке они брали все на пробу, причем целыми горстями, а из страха им никто ничего не запрещал. В июне в Киевской бурсе начинаются каникулы, и бурсаки расходятся по домам пешком. Иногда они сворачивают с дороги, чтобы перед домами селян петь песни- канты и получать за это что-нибудь из еды. Среди прочих сворачивают в сторону ученики бурсы. Халява, Хома Брут и Тиберий Горобець. Далее автор описывает каждого героя. Халява был богословом, любил воровать все, что лежало возле него, а, напившись, спал обычно в бурьяне. Хома Брут был философом, любимым его делом было лежать и курить трубку. Напиваясь, как правило, нанимал музыкантов и от души плясал. Тиберий был ритором, любил подраться, из-за чего считалось, что из него получится хороший воин. Трое бурсаков сбиваются с пути, попадают в небольшой хуторок и стучатся в хату. Дверь открывает сердитая старуха, она не хочет их пускать, так как и без них много постояльцев. Наконец ее удается уговорить, но она ставит условие - спать всем троим в разных местах. Хоме Бруту достается место в пустом хлеву. Он пытается уснуть, как вдруг открывается дверь и входит старуха с распростертыми объятиями. Она вскакивает на него верхом и принимается скакать. Хома понимает, что он в руках нечистой силы, начинается молиться, а после, изловчившись, сам вскакивает на старуху верхом. Затем хватает подвернувшееся полено и бьет им ведьму. Падая на землю, старуха превращается в молодую красавицу. Хома в страхе забывает о каникулах и возвращается в Киев. Вскоре в Киеве распространился слух, что кем-то избитая дочь одного богатого сотника при смерти, а ее последняя воля, чтобы над ней после ее кончины три ночи читал молитвы киевский бурсак Хома Брут. Хома пытается увильнуть от поездки, но ректор его заставляет ехать, дабы не уронить престижа бурсы. Когда Хома приезжает в дом сотника, выясняется, что дочь его уже умерла. Отец девушки спрашивает Хому, откуда тот мог знать его дочь, на что Хома ничего путного ответить не может. Вечером его ведут в церковь, где он должен три дня читать молитвы над усопшей. Хома узнает в ней ту, которая скакала на нем верхом, и которую он смертельно избил поленом. Хоме страшно, но он думает, что как-нибудь отчитает, зато червонцев заработает.
В первую ночь он ставит везде множество свечей, в церкви – светло. Читая молитвы, Хома замечает, что ведьма встала из гроба и ищет его, но не может найти, так как он находится внутри очерченного круга, за пределами которого нечистая сила войти не может. С криком петуха панночка ложится обратно в гроб. Днем мысли Хомы Брута занимает одно – как отработать вторую ночь и остаться в живых. Ночью он вновь чертит круг, молится и трясется от страха, а ведьма в гробу летает по церкви. В стекла бьет крыльями и когтями нечистая сила. Утром все прекращается. Хома пытается бежать, его ловят, он напивается и засыпает. Ближе к ночи Хому будят. Воют волки, наш герой снова читает молитвы, но от страха совсем не то, что написано в книге. Из гроба снова выходит ведьма, влетают полчища чудовищ, а ведьма приказывает привести Вия – ибо только он сможет увидеть Хому. Мгновенно наступает тишина и в церковь входит огромный косолапый человек, весь в земле и с железным лицом. Веки его опущены до самой земли. Вий говорит: Подымите веки: не вижу! Ему подымают веки, а Хома понимает, что на Вия смотреть нельзя, но смотрит, и Вий тут же его обнаруживает. Все бросаются на Хому и он умирает. … С тех пор дорога к церкви зарастает, а место считается проклятым.
Повесть Н.В.Гоголя Вий завершается беседой богослова Халявы и ритора Тиберия Горобца о Хоме. В этом разговоре они решают, что он пропал оттого, что побоялся, а если бы не побоялся, то ведьма бы ему ничего не сделала.
Повесть Н.В.Гоголя Вий начинается с описания быта бурсы – учеников богословского учебного заведения. Автор говорит, что это был чрезвычайно бедный, но прожорливый народ, даже на рынке они брали все на пробу, причем целыми горстями, а из страха им никто ничего не запрещал. В июне в Киевской бурсе начинаются каникулы, и бурсаки расходятся по домам пешком. Иногда они сворачивают с дороги, чтобы перед домами селян петь песни- канты и получать за это что-нибудь из еды. Среди прочих сворачивают в сторону ученики бурсы. Халява, Хома Брут и Тиберий Горобець. Далее автор описывает каждого героя. Халява был богословом, любил воровать все, что лежало возле него, а, напившись, спал обычно в бурьяне. Хома Брут был философом, любимым его делом было лежать и курить трубку. Напиваясь, как правило, нанимал музыкантов и от души плясал. Тиберий был ритором, любил подраться, из-за чего считалось, что из него получится хороший воин. Трое бурсаков сбиваются с пути, попадают в небольшой хуторок и стучатся в хату. Дверь открывает сердитая старуха, она не хочет их пускать, так как и без них много постояльцев. Наконец ее удается уговорить, но она ставит условие - спать всем троим в разных местах. Хоме Бруту достается место в пустом хлеву. Он пытается уснуть, как вдруг открывается дверь и входит старуха с распростертыми объятиями. Она вскакивает на него верхом и принимается скакать. Хома понимает, что он в руках нечистой силы, начинается молиться, а после, изловчившись, сам вскакивает на старуху верхом. Затем хватает подвернувшееся полено и бьет им ведьму. Падая на землю, старуха превращается в молодую красавицу. Хома в страхе забывает о каникулах и возвращается в Киев. Вскоре в Киеве распространился слух, что кем-то избитая дочь одного богатого сотника при смерти, а ее последняя воля, чтобы над ней после ее кончины три ночи читал молитвы киевский бурсак Хома Брут. Хома пытается увильнуть от поездки, но ректор его заставляет ехать, дабы не уронить престижа бурсы. Когда Хома приезжает в дом сотника, выясняется, что дочь его уже умерла. Отец девушки спрашивает Хому, откуда тот мог знать его дочь, на что Хома ничего путного ответить не может. Вечером его ведут в церковь, где он должен три дня читать молитвы над усопшей. Хома узнает в ней ту, которая скакала на нем верхом, и которую он смертельно избил поленом. Хоме страшно, но он думает, что как-нибудь отчитает, зато червонцев заработает.
В первую ночь он ставит везде множество свечей, в церкви – светло. Читая молитвы, Хома замечает, что ведьма встала из гроба и ищет его, но не может найти, так как он находится внутри очерченного круга, за пределами которого нечистая сила войти не может. С криком петуха панночка ложится обратно в гроб. Днем мысли Хомы Брута занимает одно – как отработать вторую ночь и остаться в живых. Ночью он вновь чертит круг, молится и трясется от страха, а ведьма в гробу летает по церкви. В стекла бьет крыльями и когтями нечистая сила. Утром все прекращается. Хома пытается бежать, его ловят, он напивается и засыпает. Ближе к ночи Хому будят. Воют волки, наш герой снова читает молитвы, но от страха совсем не то, что написано в книге. Из гроба снова выходит ведьма, влетают полчища чудовищ, а ведьма приказывает привести Вия – ибо только он сможет увидеть Хому. Мгновенно наступает тишина и в церковь входит огромный косолапый человек, весь в земле и с железным лицом. Веки его опущены до самой земли. Вий говорит: Подымите веки: не вижу! Ему подымают веки, а Хома понимает, что на Вия смотреть нельзя, но смотрит, и Вий тут же его обнаруживает. Все бросаются на Хому и он умирает. … С тех пор дорога к церкви зарастает, а место считается проклятым.
Повесть Н.В.Гоголя Вий завершается беседой богослова Халявы и ритора Тиберия Горобца о Хоме. В этом разговоре они решают, что он пропал оттого, что побоялся, а если бы не побоялся, то ведьма бы ему ничего не сделала.