Дед и бабка Якимовы оберегали птичек от всего: от ребятишек, от котов, от дождя, они считали, что ласточки приносят счастье в дом, считали ласточек «своими» . Они ждали с нетерпением их прилета в начале лета и с грустью провожали в отлет в августе. Они разговаривали с ласточками, как с членами своей семьи, извинялись перед ними за то, что крыша прохудилась и в гнездо попала вода. Они оберегали ласточек от кота, змеи и сорок. Дед и бабка говорили, что ласточки «веселят их молодостью жизни» . А птички садились перед старичками и «рассыпали радостную песню» . Когда у ласточек появилось потомство, дед даже дрова «колол негромко» , а бабка посуду мыла тихо и разговаривала с дедом вполголоса. Какая забота! Какая душевная доброта!
Но самое главное в рассказе – это влияние мира деда и бабки на внука Гриню. Гриня – «современный» мальчик. Он не умел жалеть животных. Мать с отцом его этому не научили, они не любили ни птиц, ни зверей. «Отец в выходные дни играл в домино, а мать целыми днями трясла ковры» . Гринька «слышал, что есть поле, тайга, озеро, река» , но ничего этого своими глазами не видел. Когда он впервые приехал на дачу, все для него было ново.
Никто ему ничего не объяснял, и он «стал бегать по лугу, топтать цветы, швырять камнями в сорок и ворон, стрелять из рогатки в воробьев» . Гринька думал, что он хозяин всего, что его окружает, и что он может делать то, что хочет.
Ему было всего семь лет, осенью он должен был идти в школу.
Такой самоуверенный, такой неуправляемый мальчик.
Но судьба сжалилась над ним, на лето родители отправили его в деревню к дедушке и бабушке.
Вначале он и тут продолжал хозяйничать: починил рогатку и стал стрелять в воробьев, догонял сусликов и убивал их.
И дед с бабкой принялись за воспитание внука.
Гринька удивленно наблюдал, как ласково бабка разговаривала с ласточками… «Ты послушай, как они поют» , - радовалась бабка. Гринька смеялся над тем, как ласточки во время пения отдувают щечки. Он наблюдал, как они носили комочки грязи в гнездо. «Но у Гриньки в голове были свои затеи: если привязать перышко к удилищу, залезть на крышу и размахивать – как ловко можно подшибить птичку» . Но от затеи его отвлекла бабка, а дед отшлепал, а потом долго объяснял Гриньке, почему птичек надо беречь.
И вот Гринька уже терпеливо ждет, когда ласточки высидят птенцов. А бабка учит его: «Старайся все спокойно делать» . И вскоре Гринька захлопал в ладоши: «Баба, мы мир заключили!» . «Что-то вольное и доброе разлилось по сердцу мальчишки» . Это в нем доброта. Он по-другому стал смотреть на окружающий мир. Он от дождя детенышей ласточек, всех пятерых обогрел дыханием и перенес в другое гнездо. А когда птенцы подросли, взрослые ласточки учили их летать, а Гринька наблюдал за ними.
После отлета ласточек на юг Гринька почувствовал, что чего-то недостает, словно унесли с собой ласточки его радость, «которая была такой особенной» .
И вот Гриньку повезли в школу, и он, сидя в лодке, «вдруг ощутил прикосновение к рукам своим ласточкиных перьев» . На сердце сразу стало тепло и ласково.
Так дед и бабка Якимовы вместе с ласточками «переделали» мальчика. Теперь он уже не будет топтать, ломать и стрелять из рогатки.
Дед и бабка Якимовы оберегали птичек от всего: от ребятишек, от котов, от дождя, они считали, что ласточки приносят счастье в дом, считали ласточек «своими» . Они ждали с нетерпением их прилета в начале лета и с грустью провожали в отлет в августе. Они разговаривали с ласточками, как с членами своей семьи, извинялись перед ними за то, что крыша прохудилась и в гнездо попала вода. Они оберегали ласточек от кота, змеи и сорок. Дед и бабка говорили, что ласточки «веселят их молодостью жизни» . А птички садились перед старичками и «рассыпали радостную песню» . Когда у ласточек появилось потомство, дед даже дрова «колол негромко» , а бабка посуду мыла тихо и разговаривала с дедом вполголоса. Какая забота! Какая душевная доброта!
Но самое главное в рассказе – это влияние мира деда и бабки на внука Гриню. Гриня – «современный» мальчик. Он не умел жалеть животных. Мать с отцом его этому не научили, они не любили ни птиц, ни зверей. «Отец в выходные дни играл в домино, а мать целыми днями трясла ковры» . Гринька «слышал, что есть поле, тайга, озеро, река» , но ничего этого своими глазами не видел. Когда он впервые приехал на дачу, все для него было ново.
Никто ему ничего не объяснял, и он «стал бегать по лугу, топтать цветы, швырять камнями в сорок и ворон, стрелять из рогатки в воробьев» . Гринька думал, что он хозяин всего, что его окружает, и что он может делать то, что хочет.
Ему было всего семь лет, осенью он должен был идти в школу.
Такой самоуверенный, такой неуправляемый мальчик.
Но судьба сжалилась над ним, на лето родители отправили его в деревню к дедушке и бабушке.
Вначале он и тут продолжал хозяйничать: починил рогатку и стал стрелять в воробьев, догонял сусликов и убивал их.
И дед с бабкой принялись за воспитание внука.
Гринька удивленно наблюдал, как ласково бабка разговаривала с ласточками… «Ты послушай, как они поют» , - радовалась бабка. Гринька смеялся над тем, как ласточки во время пения отдувают щечки. Он наблюдал, как они носили комочки грязи в гнездо. «Но у Гриньки в голове были свои затеи: если привязать перышко к удилищу, залезть на крышу и размахивать – как ловко можно подшибить птичку» . Но от затеи его отвлекла бабка, а дед отшлепал, а потом долго объяснял Гриньке, почему птичек надо беречь.
И вот Гринька уже терпеливо ждет, когда ласточки высидят птенцов. А бабка учит его: «Старайся все спокойно делать» . И вскоре Гринька захлопал в ладоши: «Баба, мы мир заключили!» . «Что-то вольное и доброе разлилось по сердцу мальчишки» . Это в нем доброта. Он по-другому стал смотреть на окружающий мир. Он от дождя детенышей ласточек, всех пятерых обогрел дыханием и перенес в другое гнездо. А когда птенцы подросли, взрослые ласточки учили их летать, а Гринька наблюдал за ними.
После отлета ласточек на юг Гринька почувствовал, что чего-то недостает, словно унесли с собой ласточки его радость, «которая была такой особенной» .
И вот Гриньку повезли в школу, и он, сидя в лодке, «вдруг ощутил прикосновение к рукам своим ласточкиных перьев» . На сердце сразу стало тепло и ласково.
Так дед и бабка Якимовы вместе с ласточками «переделали» мальчика. Теперь он уже не будет топтать, ломать и стрелять из рогатки.