Воспитание штольца с характеристикой штольца в романе «обломов» читатель знакомится во второй части произведения. герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и обедневшей дворянки. от отца штольц перенял весь тот рационализм, строгость нрава, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущие народу. мать же воспитывала в андрее ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. помимо того, сам маленький андрей был любопытным и активным ребенком – ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро впитывал все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме. юноша не находился в атмосфере чрезмерной опеки, как обломов, а любые его выходки (вроде моментов, когда он мог на несколько дней уйти из дому) воспринимались родителями спокойно, что способствовало развитию его как самостоятельной личности. этому во многом способствовал отец штольца, который считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. даже когда андрей иванович вернулся после университета в родное верхлево, отец отправил его в петербург, чтобы тот мог сам прокладывать себе дорогу в жизнь. и это андрею ивановичу прекрасно удалось – на момент описываемых в романе событий штольц был уже значимой фигурой в петербурге, известной светской личностью и незаменимым человеком на службе. его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других. то есть, с одной стороны, штольц полностью оправдывает мечты матери, став состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – личностью, стремительно строящей свою карьеру и достигающим все больших высот в своем деле. любовь штольца несмотря на исключительно положительную характеристику штольца в «обломове», его осведомленность практических во всех вопросах, острый ум и проницательность, существовала сфера, недоступная для андрея ивановича – сфера высоких чувств, страстей и мечтаний. более того, штольц боялся и опасался всего непостижимого разумом, так как не всегда мог найти его рациональное объяснение. это отразилось и на чувствах андрея ивановича к ольге – казалось бы, они обрели истинное семейное счастье, найдя вторую половинку, полностью разделяющую взгляды и стремления другого. однако рациональный штольц не мог стать «прекрасным принцем» ольги, мечтающей видеть рядом действительно идеального мужчину – умного, активного, состоявшегося в обществе и карьере и при этом чуткого, мечтательного и нежно любящего. андрей иванович подсознательно понимает, что не может дать того, что ольга любила в обломове, и потому их брак остается скорее крепкой дружбой, чем союзом двух пылающих сердец. для штольца жена была бледным отражением его идеала женщины. он понимал, что рядом с ольгой ему нельзя расслабиться, показать свое бессилие в чем-либо, так как он может этим нарушить веру жены в него как мужчину, мужа и их хрустальное счастье разобьется на мелкие осколки. дружба штольца дружба для штольца была одним из важных аспектов его жизни. активность, оптимизм и острый ум героя привлекали к нему других людей. однако андрей иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. именно такими людьми для штольца были душевный, добрый, умиротворенный илья ильич и гармоничная, артистичная, умная ольга. в отличие от обломова и друзей, которые у андрея ивановича искали скорей внешней поддержки, реальной и здравого, рационального мнения, штольцу близкие люди вернуть внутреннее равновесие и спокойствие, нередко теряемое героем в непрерывной гонке вперед. даже та «обломовщина», которую андрей иванович всячески осуждал в илье ильиче и старался удалить из своей жизни, так как считал ее разрушительным жизненным явлением, на самом деле привлекала героя своим однообразием, сонной размеренностью и безмятежностью, отказом от суеты внешнего мира и погружением в однообразие семейной, но по-своему счастливой жизни. словно начало штольца, отодвинутое назад активностью крови, напоминало о себе, привязывая андрея ивановича к людям с истинно ментальностью – мечтательным, добрым и душевным.