м. а. булгаков - талантливый писатель, творивший в начале xx века. в его творчестве особо выделялась такая тенденция , как «борьба с чертом». в этом смысле м. а. булгаков является как бы продолжателем традиций н. в. гоголя в изображении черта и ада - места его обитания. сам автор говорил о романе «мастер и маргарита»: «пишу роман о дьяволе». традиции же гоголя ярче всего проявились именно в этом произведении писателя.
например, у гоголя в «мертвых душах» окрестности города n предстают перед нами как ад - с его непонятным временем года, с его мелкими чертями, но сам дьявол в открытую не представлен. у булгакова в его романе дьявол зрим в действии, а конкретный город москва становится временным местом его обитания. «москва отдавала накопленный в асфальте жар, и было ясно, что ночь не принесет облегчения». ну разве это не адово пекло! день выдался непривычно жаркий, и в этот день появился воланд, он как бы принес с собой эту жару.
еще у булгакова есть такой важный момент, как описание луны в небе. герои постоянно смотрят на луну, и она как бы подталкивает их на какие-то мысли и поступки. иванушка бросил писать стихи, мастер, глянув на луну, приходил в беспокойство. она присутствует в романе, точно языческая богиня. и вместе с тем луна - круг, а круг у гоголя - символ вечности, неизменности, замкнутости происходящего. возможно, булгаков с этой детали хотел показать, что в москве .все то же самое, что уже было в древние времена? те же люди, характеры, поступки, добродетели и пороки?
или вспомним сцену сатаны. это уже явно скопище чертей. хотя нет, не совсем чертей - скорее «мертвых душ». конченые люди, уже даже и не люди - нелюди, нечисть, мертвецы. булгаков как бы продолжил гоголя: те мертвые души, которые чичиков собирал, чтобы «воскресить», здесь собраны и оживлены. у булгакова главное условие оживления, воскрешения души - вера. воланд говорит голове берлиоза: «есть среди них (теорий) и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». после чего берлиоз уходит в небытие. он никогда после смерти не попадет на воланда, хоть и грешил достаточно. дабы быть затем гостем на этом жутком торжестве, да и убит он был посредством его происков. вот способ воскрешения души, который предлагает воланд: каждому будет дано по его вере. и этот способ оказывается самым действенным из всех, предложенных и гоголем, и булгаковым.
есть здесь еще один момент сходства - игра в шахматы воланда и бегемота напоминает партию в шашки ноздрева и чичикова. бегемот тоже жульничает. его король по подмигиваниям «понял, наконец, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил ее на клетку я убежал с доски». но тем самым бегемот, в отличие от ноздрева, признает свое поражение. эту игру можно рассматривать как символический поединок между добром и злом, но зло из-за «предательства» бегемота побеждаем. это скрытый намек на предательство пилата и распятие иешуа. но зло не царит в мире безраздельно, и серебристая лунная дорога символизирует собой вечность добра.
вот вкратце, , те основные параллели, которые можно провести между «мертвыми душами» н. в. гоголя и романом булгакова «мастер и маргарита», созданным значительно позже, однако той же силой воздействия на читателя, что и великое творение гения xix века.
например, у гоголя в «мертвых душах» окрестности города n предстают перед нами как ад - с его непонятным временем года, с его мелкими чертями, но сам дьявол в открытую не представлен. у булгакова в его романе дьявол зрим в действии, а конкретный город москва становится временным местом его обитания. «москва отдавала накопленный в асфальте жар, и было ясно, что ночь не принесет облегчения». ну разве это не адово пекло! день выдался непривычно жаркий, и в этот день появился воланд, он как бы принес с собой эту жару.
еще у булгакова есть такой важный момент, как описание луны в небе. герои постоянно смотрят на луну, и она как бы подталкивает их на какие-то мысли и поступки. иванушка бросил писать стихи, мастер, глянув на луну, приходил в беспокойство. она присутствует в романе, точно языческая богиня. и вместе с тем луна - круг, а круг у гоголя - символ вечности, неизменности, замкнутости происходящего. возможно, булгаков с этой детали хотел показать, что в москве .все то же самое, что уже было в древние времена? те же люди, характеры, поступки, добродетели и пороки?
или вспомним сцену сатаны. это уже явно скопище чертей. хотя нет, не совсем чертей - скорее «мертвых душ». конченые люди, уже даже и не люди - нелюди, нечисть, мертвецы. булгаков как бы продолжил гоголя: те мертвые души, которые чичиков собирал, чтобы «воскресить», здесь собраны и оживлены. у булгакова главное условие оживления, воскрешения души - вера. воланд говорит голове берлиоза: «есть среди них (теорий) и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». после чего берлиоз уходит в небытие. он никогда после смерти не попадет на воланда, хоть и грешил достаточно. дабы быть затем гостем на этом жутком торжестве, да и убит он был посредством его происков. вот способ воскрешения души, который предлагает воланд: каждому будет дано по его вере. и этот способ оказывается самым действенным из всех, предложенных и гоголем, и булгаковым.
есть здесь еще один момент сходства - игра в шахматы воланда и бегемота напоминает партию в шашки ноздрева и чичикова. бегемот тоже жульничает. его король по подмигиваниям «понял, наконец, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил ее на клетку я убежал с доски». но тем самым бегемот, в отличие от ноздрева, признает свое поражение. эту игру можно рассматривать как символический поединок между добром и злом, но зло из-за «предательства» бегемота побеждаем. это скрытый намек на предательство пилата и распятие иешуа. но зло не царит в мире безраздельно, и серебристая лунная дорога символизирует собой вечность добра.
вот вкратце, , те основные параллели, которые можно провести между «мертвыми душами» н. в. гоголя и романом булгакова «мастер и маргарита», созданным значительно позже, однако той же силой воздействия на читателя, что и великое творение гения xix века.