Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. Тут проживают все слои общества, которых уравнивает положение отбросов общества. Возраст ночлежников различный — здесь находятся и совсем молодые и ещё не старые люди. Однако их жизнь уже почти закончена… В пьесе ясно обозначен социальный конфликт. Это конфликт между властью, содержателем ночлежки Костылевым, полицейским Медведевым и лишенными прав людьми. Каждый из ночлежников пережил в свой собственный общественный конфликт, в результате которого оказался в ничтожном, унизительном положении. Любовный конфликт становится гранью социального конфликта, который показывает, что античеловеческие условия жизни калечат человека и даже сама любовь не его, а ведет к трагедии, смерти, каторге. Например, Василиса достигает всех своих целей. Она мстит бывшему любовнику и своей сестре-сопернице. Также избавляется от нелюбимого, надоедливого мужа, и становится единовластной хозяйкой ночлежки. Роль Луки. У имени Лука двоякий смысл: с одной стороны это имя напоминает евангелиста Луку, что означает светлый; а с другой - ассоциируется со словом — «лукавый» (черт). После его ухода происходит угасание веры. У слабых героев пьесы не имелось ни желания, ни сделать хоть что-нибудь для осуществления собственных планов. Лука убежден, что неудачи жизни ночлежников вызваны внешними обстоятельствами. Он не винит самих героев в их неудавшейся, несложившейся жизни, чем и заслуживает одобрение со стороны ночлежников. Они тянутся к нему. Ночлежники очень разочаровались, лишившись внешней опоры, поддержки, одобрения с уходом Луки.