План: 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/. 3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. 4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. / Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/. 1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов. 2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения. 3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т. е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на: А) Ритм стиха, стихотворный размер: Ямб U┴ Хорей ┴U Анапест UU┴ Амфибрахий U┴U Дактиль ┴UU Дольник Верлибр / свободный или белый стих/ Акцентный стих. ┴-ударный слог; U-безударный слог; UU- пиррихий, /т. е. пропуск ударения в двусложном размере/. Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку передать интонацию, настроение автора, создают мелодию: О как на склоне наших дней 8 слогов Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма В) Рифмы Смежная/парная/ААВВ Перекрёстная АВАВ Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов. Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент: Знали бы вы, Ближний и дальний, Как головы Собственной жаль мне- Бога в орде! Степь, каземат- Рай – это где Не говорят! Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма» /. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 5) Какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - литературную, книжную - публицистическую - архаизмы, устаревшие слова неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок» / 6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора: - сам автор - рассказ от лица персонажа - автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.
2. История создания стихотворения /
когда написано, по какому поводу, кому
посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем
стихотворение /. Цитаты из текста,
подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами
раскрывается основная мысль автора,
тема и идея стихотворения. / Если автор
принадлежит к какой-либо литературной
группировке: символист, акмеист,
футурист, - то необходимо подобрать
примеры, доказывающие, что перед нами
произведение поэта-символиста,
акмеиста или футуриста/.
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова
и образцы, раскрывающие главную
мысль поэта, составить «цепочки»
ключевых слов.
2) Проанализировать художественные
приёмы, которые использует автор:
метафоры, эпитеты, олицетворения,
метонимии, сравнения.
3) Необходимо помнить, что за счёт
применения определённых
художественных приёмов слово в стихе
значит больше, чем в обыденной речи /
т. е. больше своего лексического
значения, которое зафиксировано в
толковых словарях/. Слово приобретает
новый смысл, возникают новые связи
между словами. Так и создаётся
поэтический образ, который отражает
неповторимость художественной манеры
автора. Необходимо обратить внимание
на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
Дольник
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-
пиррихий, /т. е. пропуск ударения в
двусложном размере/.
Б) Значимые перебои ритма, они несут
смысловую нагрузку передать
интонацию, настроение автора, создают
мелодию:
О как на склоне наших дней 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… 10
слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов
Любви последней, зари вечерней 10
слогов, перебой ритма
В) Рифмы
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Рифма дополнительно связывает по
смыслу рифмующиеся слова и строчки,
создаёт новые значения слов.
Г) Анафоры /одинаковое начало
строчек/- как бы дополнительная рифма,
только в начале стиха.
Д) Переносы. Значение переносимого
слова подчёркивается, на нём делается
смысловой акцент:
Знали бы вы,
Ближний и дальний,
Как головы
Собственной жаль мне-
Бога в орде!
Степь, каземат-
Рай – это где
Не говорят!
Е) Звуковые повторы/связывают по
смыслу слова в строке, стихи в строфе,
как бы «внутренняя рифма» /.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
4) Композиция стихотворения, его
деление на строфы /как соотносится
смысл стихотворения и его деление на
строфы. Представляет ли каждая строфа
законченную мысль или в строфе
раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен
смысл строф. Значима ли для раскрытия
идеи стихотворения последняя строфа,
содержит ли вывод.
5) Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором /
«громокипящий кубок» /
6) Образ лирического героя, как он
соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то
роль /«поэтический театр» Цветаевой/.