Поэт обобщает частный случай, придаёт ему философское звучание. Конкретное летописное повествование даёт ему возможность высказать главную мысль произведения:
Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!
Любопытно и то, что героями стихотворения являются половецкие ханы, исконные исторические враги Руси, однако для А. Майкова главное – чувство глубокой любви к Родине, органически присущее, по мнению поэта, любому человеку, поэтому ему в данном случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.
Перерабатывая исходный текст, поэт выявляет скрытые в нём возможности эмоционального воздействия, в итоге документальный материал приобретает такое свойство художественного сочинения, как глубокий психологизм, а внутреннее состояние героя раскрывается через его переживания, эмоции.
Один из исследователей творчества А. Майкова писал: «…стих у него в «Емшане» чеканный, и лишних слов нет». На мой взгляд, это точное определение. Наверное, поэтому выразительные средства языка стихотворения скупы: мы можем наблюдать обилие инверсий автору, а вслед за ним и читателю верно расставить акценты, да эпитеты, без которых невозможно ни одно художественное произведение. Всё это на первый план выдвинуть событийную сторону и через художественные детали понять внутренний мир героя:
Наутро, чуть осел туман И озлатились гор вершины, В горах идёт уж караван – Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой, Всё ждет он – скоро ль степь родная, И вдаль глядит, травы степной Пучок из рук не выпуская.
Пучок травы степной, который герой не выпускает из рук, его нетерпеливое вглядывание вдаль подчёркивают основную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна.
Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!
Любопытно и то, что героями стихотворения являются половецкие ханы, исконные исторические враги Руси, однако для А. Майкова главное – чувство глубокой любви к Родине, органически присущее, по мнению поэта, любому человеку, поэтому ему в данном случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.
Перерабатывая исходный текст, поэт выявляет скрытые в нём возможности эмоционального воздействия, в итоге документальный материал приобретает такое свойство художественного сочинения, как глубокий психологизм, а внутреннее состояние героя раскрывается через его переживания, эмоции.
Один из исследователей творчества А. Майкова писал: «…стих у него в «Емшане» чеканный, и лишних слов нет». На мой взгляд, это точное определение. Наверное, поэтому выразительные средства языка стихотворения скупы: мы можем наблюдать обилие инверсий автору, а вслед за ним и читателю верно расставить акценты, да эпитеты, без которых невозможно ни одно художественное произведение. Всё это на первый план выдвинуть событийную сторону и через художественные детали понять внутренний мир героя:
Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идёт уж караван –
Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой,
Всё ждет он – скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
Пучок травы степной, который герой не выпускает из рук, его нетерпеливое вглядывание вдаль подчёркивают основную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна.