ПЕЧОРИН И ГРУШНИЦКИЙ Галерею образов «лишних людей», начатую пушкинским Онегиным, продолжает Григорий Александрович Печорин — герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В его образе автор рисует тип образованного передового дворянина, стоящего выше окружающего общества, в котором получили концентрированное выражение особенности эпохи после восстания декабристов, когда прогрессивно мыслящая личность, не имеющая возможности действовать, могла заниматься только углубленным самоанализом, напряженной внутренней работой. В. Г. Белинский говорил, что XIX век — это век сознания, философствующего духа, размышления. А силы Печорина тратятся впустую, не находя себе достойного применения. Пустое растрачивание незаурядных стей героя на мелкие, ничтожные цели наилучшим образом иллюстрирует история с Грушницким. Хотя следует сказать, что в отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Для того чтобы лучше понять мотивы тех или иных поступков героев, необходимо проследить всю историю от начала до конца, заглянуть в душу каждого из них. «Моя душа испорчена светом», — заявляет Печорин. Скептицизм героя, порожденный им индивидуализм и эгоцентризм лежат в основе его взаимоотношений с людьми. Подобный скептицизм распространяется и на более широкие явления русской жизни. Уже в юности герой Лермонтова «истощил и жар души, и постоянство воли, необходимые для действенной жизни». Господствующее состояние его — скука как результат неудовлетворенности собой, окружающей действительностью, как своеобразное выражение протеста против нее. Но жажда деятельности у Печорина не была убита скукой. Ему присущи «силы необъятные». О себе герой говорит: «И верно было мне назначение высокое». К сожалению, главная основа его стремления к деятельности — удовлетворение честолюбия. Принцип Печорина: «Смотреть на радости и страдания других только в отношении к себе». Герой живет в обстановке, когда многие современники приходили к мысли о необходимости найти новые формы гуманизма, утверждали нравственные принципы, стремились к приближению идеала к реальности, и в этом смысле индивидуализм Печорина обладал особым свойством, отличающим его от вульгарной посредственности: он стремился сам решать судьбу и брать на себя ответственность за все последствия своего поведения. Он принципиально честен в своей нравственной позиции, смел и последователен. Эгоизм и бессердечие Печорина — не модная поза, а разумно обоснованная система поведения человека, убедившегося в несовершенстве веры «предков» в абсолютный характер доброй человеческой воли. Жизненные наблюдения и своеобразные «эксперименты» над волей других людей приводят Печорина к мысли о том, что злая воля (слепая или сознательная) может активно проявляться в реальной жизни, никто от этого не застрахован. И убежденность предков в безусловности добра не только сомнительна, но и близка к фатализму. Сюжет заключительной повести «Фаталист понять принципиальную позицию лермонтовского героя: активному утверждению индивидуальной воли всегда противостоят законы судьбы. И наиболее достойным выходом из этой ситуации является презрение к законам судьбы, стремление их разрушить: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» В основе характера Печорина лежит то же противоречие, какое В. Г. Белинский отмечал в лирических стихотворениях Лермонтова: безверие в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства. Это противоречие объясняет неустойчивость характера Печорина, сказывается в несогласованности его разума и страстей, в постоянной смене чувств опустошенности и ощущений в себе сил необъятных, в постоянных переходах от великодушных порывов к черствости, эгоизму. На фоне окружающего общества своей необычностью выделяется и Грушницкий.