Великий критик девятнадцатого столетия Виссарион Григорьевич Белинский называл "Мертвые души" романом, приводя четкую систему доказательств этому. Автор "Мертвых душ" Николай Васильевич Гоголь об этом знал, но во втором издании своего произведения определил его жанр как "поэма". Понятно, что автору виднее. Почему же "Мертвые души" - поэма, а не роман?
Некоторые критики-современники Гоголя называли "Мертвые души" "Русской Одиссеей", которая как известно, является поэмой. Мотив путешествия роднит "Мертвые души" не только с "Одиссеей", но и со множеством других поэм.
Согласно определению, поэма – это лиро-эпический жанр, в котором повествование о событиях - как исторических, так и событиях в жизни героев - раскрываются через оценку повествователя и его восприятие. В "Мертвых душах" мы видим Россию глазами главного героя - Павла Ивановича Чичикова. Но не только. В поэме много лирических отступлений, где мы слышим голос автора, а не героя, как бы ощущаем его присутствие. В этих отступлениях автор высказывает свое отношение к происходящему, затрагивает темы писательства, рассуждает на философские темы. Эти отступления написаны великолепным поэтическим языком - как, впрочем, и все бессмертное произведение Гоголя.
Поэма Гоголя "Мертвые души" комична и печальна одновременно. Читая, мы смеемся над недостатками героев, часто описанными резко до карикатурности, но в то же время положение вещей, описанное в произведении, наводит грусть. Например, крепостное право, позволявшее продавать людей как вещи.
Почему "Мертвые души" - поэма?
Великий критик девятнадцатого столетия Виссарион Григорьевич Белинский называл "Мертвые души" романом, приводя четкую систему доказательств этому. Автор "Мертвых душ" Николай Васильевич Гоголь об этом знал, но во втором издании своего произведения определил его жанр как "поэма". Понятно, что автору виднее. Почему же "Мертвые души" - поэма, а не роман?
Некоторые критики-современники Гоголя называли "Мертвые души" "Русской Одиссеей", которая как известно, является поэмой. Мотив путешествия роднит "Мертвые души" не только с "Одиссеей", но и со множеством других поэм.
Согласно определению, поэма – это лиро-эпический жанр, в котором повествование о событиях - как исторических, так и событиях в жизни героев - раскрываются через оценку повествователя и его восприятие. В "Мертвых душах" мы видим Россию глазами главного героя - Павла Ивановича Чичикова. Но не только. В поэме много лирических отступлений, где мы слышим голос автора, а не героя, как бы ощущаем его присутствие. В этих отступлениях автор высказывает свое отношение к происходящему, затрагивает темы писательства, рассуждает на философские темы. Эти отступления написаны великолепным поэтическим языком - как, впрочем, и все бессмертное произведение Гоголя.
Поэма Гоголя "Мертвые души" комична и печальна одновременно. Читая, мы смеемся над недостатками героев, часто описанными резко до карикатурности, но в то же время положение вещей, описанное в произведении, наводит грусть. Например, крепостное право, позволявшее продавать людей как вещи.