Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах» даст возможность более широко представить учащимся творчество этого писателя и в какой-то степени понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших» (М. Горький).
Оценивая свое творчество, Н. Лесков сказал: «Сила моего таланта в положительных типах…» А в одном из писем он так определил основную черту своих произведений: «Я, рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием»10.
Это утверждение писателя относится и к его рассказу «Человек на часах», который наряду с другими произведениями вошел в цикл «Праведники».
История, рассказанная в «Человеке на часах», как нельзя лучше характеризует не столько «нравы и направления… эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия», сколько неподвижное казарменно-бюрократическое государство в целом. Разрабатывая сюжет, основанный на действительных событиях (есть свидетельство сына писателя, А. Н. Лескова, что рассказ написан со слов одного из действующих в нем лиц — Н. И. Миллера), Лесков не превращается в очеркиста. Для художника исторический анекдот становится зеркалом, с беспощадной правдивостью отразившим уродство, противоестественность, чудовищный автоматизм официального закона. Оригинальность художественного решения Лескова состоит в том, что гуманный, героический, вполне соответствующий нравственным нормам поступок солдата Постникова воспринимается вышестоящими лицами, чья карьера оказалась под угрозой, как личное несчастье, как нечто колеблющее самые основы государственного миропорядка. Буква закона выступает самодовлеющей силой. Автор показывает, как каждый из заинтересованных лиц более или менее сочувствует солдату Постникову, на несколько минут оставившему свой пост ради человека. Но для того чтобы «восстановить порядок», они стремятся как бы стереть поступок Постникова, обратить его во что-то иное. При этом все они отчуждаются от человеческой сущности, становясь частью некоего механизма, в котором должностные лица сцеплены друг с другом, подобно гайкам и шестеренкам. Отлаженный механизм срабатывает и устраняет непорядок…
Но самое страшное в другом… Вся история заканчивается ко всеобщему удовольствию: довольны офицеры, что дело не дошло до государя, доволен награжденный, доволен жестоко выпоротый Постников. Цена, заплаченная за это довольство, — оболванивание, расчеловечивание каждого11.
«Человек на часах»
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах» даст
возможность более широко представить учащимся творчество этого писателя и в какой-то
степени понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших» (М. Горький).
Оценивая свое творчество, Н. Лесков сказал: «Сила моего таланта в положительных
типах…» А в одном из писем он так определил основную черту своих произведений: «Я,
рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это
я действительно ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием»10.
Это утверждение писателя относится и к его рассказу «Человек на часах», который
наряду с другими произведениями вошел в цикл «Праведники».
История, рассказанная в «Человеке на часах», как нельзя лучше характеризует
не столько «нравы и направления… эпохи тридцатых годов совершающегося
девятнадцатого столетия», сколько неподвижное казарменно-бюрократическое
государство в целом. Разрабатывая сюжет, основанный на действительных событиях (есть
свидетельство сына писателя, А. Н. Лескова, что рассказ написан со слов одного
из действующих в нем лиц — Н. И. Миллера), Лесков не превращается в очеркиста. Для
художника исторический анекдот становится зеркалом, с беспощадной правдивостью
отразившим уродство, противоестественность, чудовищный автоматизм официального
закона. Оригинальность художественного решения Лескова состоит в том, что гуманный,
героический, вполне соответствующий нравственным нормам поступок солдата
Постникова воспринимается вышестоящими лицами, чья карьера оказалась под угрозой,
как личное несчастье, как нечто колеблющее самые основы государственного
миропорядка. Буква закона выступает самодовлеющей силой. Автор показывает, как
каждый из заинтересованных лиц более или менее сочувствует солдату Постникову,
на несколько минут оставившему свой пост ради человека. Но для того чтобы
«восстановить порядок», они стремятся как бы стереть поступок Постникова, обратить его
во что-то иное. При этом все они отчуждаются от человеческой сущности, становясь
частью некоего механизма, в котором должностные лица сцеплены друг с другом,
подобно гайкам и шестеренкам. Отлаженный механизм срабатывает и устраняет
непорядок…
Но самое страшное в другом… Вся история заканчивается ко всеобщему
удовольствию: довольны офицеры, что дело не дошло до государя, доволен
награжденный, доволен жестоко выпоротый Постников. Цена, заплаченная за это
довольство, — оболванивание, расчеловечивание каждого11.