Материалы к изучению темы «Жанровые особенности „Слова о полку Игореве“».

Данный конспект основан:
1) на монографии Д.С. Лихачёва
«Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси»;
2) на статье учебника для студентов филологических специальностей университетов «История древнерусской литературы», автор – Кусков.
Жанровые особенности „Слова о полку Игореве“
В XI –XIII вв. «словом» назывались произведения различных жанров. Например: «Слово о законе и благодати», «Слово Даниила Заточника». Помещая лексему «слово» в заглавии, автор „Слова о полку Игореве“, вероятно, указывал на то, что оно предназначалось для произнесения вслух. В самом деле, в „Слове“ ясно ощущается широкое и свободное дыхание устной речи. Автор „Слова“ постоянно обращается к своим читателям, точно он видит их перед собой. Он называет их всех вместе „братия“, и обращается то к тому, то к другому поименно. В круг своих воображаемых слушателей он вводит и своих современников и людей Он обращается к Бояну — Задание – найти примеры, выписать. Он обращается к буй-туру Всеволоду: Задание – найти примеры, выписать. Он обращается к Игорю, к Всеволоду Суздальскому, к Рюрику и Давыду Ростиславичам и т. д. Он обращается с лирическими вопросами и восклицаниями к самому себе: Задание – найти примеры, выписать. Все это создает впечатление непосредственной близости автора „Слова“ к тем, к кому он обращается. Эта близость переходит за грань близости писателя к своему читателю, — это близость скорее оратора к своим слушателям. Автор ощущает себя говорящим, а не пишущим.
Однако было бы ошибочным считать, что перед нами типичное ораторское произведение, предполагать, что в „Слове о полку Игореве“ соединены жанровые признаки ораторского „слова“. Не исключена возможность, что автор „Слова“ предназначал свое произведение для пения. Во всяком случае, лирики, непосредственной передачи чувств и настроений в „Слове“ больше, чем это можно было бы ожидать в произведении ораторском. Автор „Слова“, называет свое произведение очень неопределенно — то „словом“, то „песнью“, то „повестью“, однако, выбирая свою поэтическую манеру, рассматривает как своего предшественника не какого-либо из известных и нам ораторов XI—XII вв., а Бояна — певца, поэта…
Связь «Слова» с народной устной поэзией ощущается в пределах двух жанров: плачей и песенных прославлений. Плачи автор упоминает не менее 5 раз. Дважды приводит автор и сами плачи. (Задание – найти 2 примера). Близко к плачам и «золотое слово» Святослава. Автор «Слова» как бы мысленно следует за полком Игоря, прерывая своё повествование близкими к плачам лирическими отступлениями. (Задание – найти примеры). С упоминания о славах, которые пел Боян «Слово» начинается, а славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине – заключается. (Задание – найти примеры). Слова славы слышатся и в обращении к русским князьям, в диалоге Игоря с Донцом. (Задание – найти примеры).
Народная поэзия не допускает смешения жанров. «Слово» - произведение книжное, но близкое к этим жанрам народной поэзии. Это, по-видимому, особый род книжной поэзии, близкий поэме, ещё не успевший окончательно сложиться.
До нас не дошло ни одного произведения, которое хотя бы отчасти напоминало «Слово» по своему характеру. Мы можем найти отдельные аналогии «Слова» в деталях, в отдельных приёмах ораторской или поэтической речи, но не в целом.
«Слово» - книжное, письменное произведение, очень сильно зависящее от устной поэзии. Поскольку в «Слове» письменное произведение вступило в связь с устной поэзией и произошло столкновение жанровых систем, жанровая природа «Слова» оказалась неопределённой.

linarafinatovna linarafinatovna    2   16.10.2020 15:03    7

Другие вопросы по теме Литература