От своего настоящего имени он отрекается дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и потом, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как «номер сто восемнадцатый из первого корпуса». (полагаю, отсылка к другому «заключенному» современной Булгакову романистики — Д-503, герою романа Е.И.Замятина «Мы», судьба которого имеет ряд совпадений с судьбой М. (Оба занимаются писательством, не считая себя писателями; у каждого есть возлюбленная на мужественные поступки.) Герой оттого стал М., что его литературное занятие вышло за свои границы, превратилось в дело, которое он призван исполнить, на которое венчан, как король на царство. Тогда слово «мастер» означает «посвященный». Формально появившийся лишь к 13 ("несчастливой") Мастер является фактически постоянно присутствующим в книге, т.к., по-моему, Понтий Пилат и Мастер - одно и то же. Поэтому подлинный Мастер, его внутреннее содержание, появляется уже во второй главе - "Понтий Пилат". Мы смотрим на мир его глазами, читая роман в романе.
Герой оттого стал М., что его литературное занятие вышло за свои границы, превратилось в дело, которое он призван исполнить, на которое венчан, как король на царство. Тогда слово «мастер» означает «посвященный».
Формально появившийся лишь к 13 ("несчастливой") Мастер является фактически постоянно присутствующим в книге, т.к., по-моему, Понтий Пилат и Мастер - одно и то же. Поэтому подлинный Мастер, его внутреннее содержание, появляется уже во второй главе - "Понтий Пилат". Мы смотрим на мир его глазами, читая роман в романе.