Композиция. В стихотворении три четверостишия, использован прием сравнения. Судьба поэта похожа на судьбу туч ( оба - изганники) : " Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники ". Но тучи более счастливы, потому что никто не может остановить движение их по небу, хотя и одиноки, как и сам лирический герой в жизни. Стихотворение потрясает своей обобщающей силой. Ведь "лишними" , не имеющими возможность применить свой дар людям, можно назвать вообще поколение тридцатых - сороковых годов 19 века. У них, как и у туч, нет ни желаний, ни сострадания. ни привязанностей.
Во второй строфе Лермонтов пишет о том, почему его герой бросил "милый север" и направился в " сторону южную". С риторических обращений он делает это ( " Кто же Вас гонит? ). ответ : зависть, злоба, клевета. Кроме того, поэт подбирает эпитеты ( постоянные прилагательные ) к этим словам : "тайная" зависть, " ядовитая" клевета, "открытая" злоба. Так поэт подчеркивает внутреннее одиночество героя ( у него нет друзей, только враги). Вот потому и гоним. Третья строфа. Прием контраста. Герой противопоставляет себя,человека с душой и мыслями, тучам, которые не могут понять страстей и сострадать. А сам он тоскует... Отрицание НЕТ усиливает противопоставление... Мотив внутреннего одиночества появляется тогда, когда поэт покидает именно родную сторонушку. Заявлена тема одиночества на Родине, родина и поэт. Основное настроение- тоска , грусть, печаль...
Стихотворение потрясает своей обобщающей силой. Ведь "лишними" , не имеющими возможность применить свой дар людям, можно назвать вообще поколение тридцатых - сороковых годов 19 века. У них, как и у туч, нет ни желаний, ни сострадания. ни привязанностей.
Во второй строфе Лермонтов пишет о том, почему его герой бросил "милый север" и направился в " сторону южную". С риторических обращений он делает это ( " Кто же Вас гонит? ). ответ : зависть, злоба, клевета. Кроме того, поэт подбирает эпитеты ( постоянные прилагательные ) к этим словам : "тайная" зависть, " ядовитая" клевета, "открытая" злоба. Так поэт подчеркивает внутреннее одиночество героя ( у него нет друзей, только враги). Вот потому и гоним.
Третья строфа. Прием контраста. Герой противопоставляет себя,человека с душой и мыслями, тучам, которые не могут понять страстей и сострадать. А сам он тоскует... Отрицание НЕТ усиливает противопоставление... Мотив внутреннего одиночества появляется тогда, когда поэт покидает именно родную сторонушку. Заявлена тема одиночества на Родине, родина и поэт.
Основное настроение- тоска , грусть, печаль...