— Какое чувство передано в этом стихотворении? — На основании чего вы сделали такой вывод? — Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие? )
(Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир. )
— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?
Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.
— К кому обращается поэт? — Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. )
Вторая часть.
— Что описывает поэт? — С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. ) Случайно ли противопоставление вечера утру? — Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.
3-я и 4-я строфы.
— Можно ли их объединить? — Какое настроение стремится передать в них автор?
3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.
— Что описывает автор? (Небо, снег, лес… ) — С чем сравнивается снег? Почему? — Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка… ) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь. ) С какой целью она используется поэтом? — Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском. ) С какой целью автор их употребляет?
4-я строфа.
— Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения) , к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. — Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.
Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А. С. Пушкин) .
Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.
3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.
Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.
— От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику. ) — С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора. ) — Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. )
4. Стихотворный размер.
— Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом. ) — Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. )
5.
— Итак, какое же общее настроение стихотворения? — Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А. П. Журавлёва.
(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л. )
Сравним свои результаты с таблицей А. П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Жура
нега — наслаждение (устар.) ;
взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.) ;
вечор — вчера (диал.) ;
нынче — сейчас (устар.) ;
озарена — освещена (устар.) ;
велеть — приказать (устар.) ;
запречь — запрячь, запрягать (диал.) ;
предадимся — отдадимся (устар.) .
— Какое чувство передано в этом стихотворении?
— На основании чего вы сделали такой вывод?
— Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие? )
(Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир. )
— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?
Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.
— К кому обращается поэт?
— Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. )
Вторая часть.
— Что описывает поэт?
— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. ) Случайно ли противопоставление вечера утру?
— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.
3-я и 4-я строфы.
— Можно ли их объединить?
— Какое настроение стремится передать в них автор?
3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.
— Что описывает автор? (Небо, снег, лес… )
— С чем сравнивается снег? Почему?
— Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка… ) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь. ) С какой целью она используется поэтом?
— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском. ) С какой целью автор их употребляет?
4-я строфа.
— Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения) , к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.
— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.
Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А. С. Пушкин) .
Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.
3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.
— Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена… )
— Разговорные, диалектные.
Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.
— От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику. )
— С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора. )
— Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон. )
4. Стихотворный размер.
— Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом. )
— Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. )
5.
— Итак, какое же общее настроение стихотворения?
— Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А. П. Журавлёва.
(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л. )
Сравним свои результаты с таблицей А. П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Жура