старший на заставе, атаман. В былинах он изображён
могучим, справедливым, бескорыстным, храбрым.
В течение многих веков былины передавались
устно от одного поколения к другому. Их не расска-
зывали, а сказывали — исполняли нараспев в со-
провождении гуслей народные певцы-сказители.
Былины называют иногда эпическими или бы´левыми
песнями. Пение придавало былинному рассказу тор-
жественность. Красоту былинных напевов высоко
ценили композиторы и часто использовали их в му-
зыкальных произведениях.
Былинный стих — особый стих. Он при
для передачи разговорных интонаций. Вслушайтесь
в ритмичное звучание былинных строк:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец...
Как же создаётся и поддерживается стихотвор-
ный ритм в былине? Прежде всего — местом ударе-
ния в строке: оно падает на третий слог от начала
стиха и на третий слог от конца. Ударным всегда
бывает также последний слог. Для этой цели певцы
часто растягивали и сжимали слова: «Птица чёрный
ворон не пролётыват» (вместо не пролётывает),
«А подъехал как ко силушке великоей» (вместо ве-
ликой), а также вставляли в стих дополнительные
слоги — чаще всего междометия: «Ай ты славныя
Владимир стольно-киевский». Слушатель скоро
привыкал к этим вставкам и переставал замечать
их. Зато былинный стих напоминал естественную
разговорную речь.
У былины не только особый стих, но и особое
старший на заставе, атаман. В былинах он изображён
могучим, справедливым, бескорыстным, храбрым.
В течение многих веков былины передавались
устно от одного поколения к другому. Их не расска-
зывали, а сказывали — исполняли нараспев в со-
провождении гуслей народные певцы-сказители.
Былины называют иногда эпическими или бы´левыми
песнями. Пение придавало былинному рассказу тор-
жественность. Красоту былинных напевов высоко
ценили композиторы и часто использовали их в му-
зыкальных произведениях.
Былинный стих — особый стих. Он при
для передачи разговорных интонаций. Вслушайтесь
в ритмичное звучание былинных строк:
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец...
Как же создаётся и поддерживается стихотвор-
ный ритм в былине? Прежде всего — местом ударе-
ния в строке: оно падает на третий слог от начала
стиха и на третий слог от конца. Ударным всегда
бывает также последний слог. Для этой цели певцы
часто растягивали и сжимали слова: «Птица чёрный
ворон не пролётыват» (вместо не пролётывает),
«А подъехал как ко силушке великоей» (вместо ве-
ликой), а также вставляли в стих дополнительные
слоги — чаще всего междометия: «Ай ты славныя
Владимир стольно-киевский». Слушатель скоро
привыкал к этим вставкам и переставал замечать
их. Зато былинный стих напоминал естественную
разговорную речь.
У былины не только особый стих, но и особое