Покинув манилова, чичиков попадает к коробочке — достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. причем «дубиноголовая» настасья петровна «решила», что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. она готова на все, лишь бы получить деньги. «нешто хочешь ты их откапывать из земли? » чичиков прекрасно понял натуру коробочки и разговаривал с ней «с большею свободою, нежели с маниловым». чичиков не церемонится. ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к коробочке, надо вести дело с ней л иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда она отвлекается от интересующего его дела. настасья петровна боится продешевить, все остальное ее не беспокоит. она, «женщина пожилых лет, в каком-то чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай и убытки и держат голову несколько набок, а между тем собирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. поражаешься жадности настасьи петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. бессмысленность накопительства коробочки почти зловеща. она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян — лишь бы получить деньги. этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы «мертвые души». постепенно гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в «настоящих мертвых душ». гениальность гоголя заключается в том, что он увидел класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа — беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. но гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения россии, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ «птицы-тройки» — россии, которая все же преодолеет все трудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.