КТО ОТВЕТИТ Русский язык.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев.
План:
1.История создания. ( 5 б)
а) Время написания и публикация.
Пиши здесь ответ.
б) Почему И. Тургенев пишет: «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?».
Что совершается дома? Что так волнует автора?
Пиши здесь ответ.
2. Охарактеризуйте душевное состояние лирического героя( автора). ( 6 б)
Найдите и выпишите слова, передающие душевное состояние лирического героя. Каково оно? Как вы думаете, почему у лирического героя (автора) такое состояние? С чем это было связано?
Пиши здесь ответ.
ответ: Душевное состояние автора передают следующие слова: …..
3.Жанр. ( 3 б) . Как определяет жанр этого произведения сам автор и литературоведы?
Пиши здесь ответ
4.Композиция. (6 б) ( Как построено стихотворение, сколько частей можно выделить, о чем говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть).
ответ: Стихотворение можно разделить на 4 композиционно-смысловые части.
1 часть – это….
5. Выпишите все художественно-выразительные средства ( тропы ) из стихотворения и определить художественную роль каждого тропа. ( 10 б)
Пиши здесь ответ
ответ: В стихотворении встречаются следующие изобразительные средства (тропы): эпитеты
( примеры из текста пишите); ….
Вопрос: Почему И.С. Тургенев расположил эпитеты - прилагательные, характеризующие русский язык, именно в таком порядке: «о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»?
Аргументируйте свой ответ. ( 5 б)
Пиши здесь ответ
6. Проанализируйте лексику стихотворения. ( 8 б)
а) Выпишите антонимы из стихотворения. Определить их художественную роль в тексте? ( 4 б).
Пиши здесь ответ
б) Выпишите синонимы из стихотворения. Определить их художественную роль в тексте? ( 4 б).
Пиши здесь ответ
7. Проанализируйте морфологию стихотворения ( роль частей речи в данном тексте). ( 8 б)
а) Какую смысловую роль выполняет в стихотворении местоимение такой? Укажите разряд этого местоимения. Аргументируйте свой ответ. ( 4 б)
Пиши здесь ответ
б) Какую смысловую роль выполняет в стихотворении отрицательная частица НЕ? (Как вы думаете, в чем смысл повторов частицы НЕ ( не будь, не впасть и т.д.)? Аргументируйте свой ответ. ( 4 б)
Пиши здесь ответ
8. Выпишите стилистические фигуры, которые встречаются в стихотворении, определите их роль в стихотворении. ( 10 б)
Пиши здесь ответ
Начало ответа: В стихотворении встречаются следующие фигуры речи: инверсия (пример запиши из текста) ; …….
Вопрос: Какой художественный прием положен в основу образно - смыслового построения текста? стихотворения? Аргументируйте свой ответ. ( 5 б)
Пиши здесь ответ
9. Проанализируйте синтаксис в этом стихотворении. (Какие предложения встречаются в тексте по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматической основы? ). Почему именно такие предложения автор использует в данном тексте? ( 6 б)
Пиши здесь ответ
В: Назовите тип вопросительного предложения, которое встречается в данном тексте? Какова роль этого предложения? ( 3 б)
Пиши здесь ответ
10. Подберите и запишите к слову дом два- три синонима ( 3 б). Каково значение слова дом в этом тексте? Аргументируйте свой ответ. ( 4 б).
Пиши здесь ответ
11. Каков финал стихотворения? Какова тональность заключительной фразы стихотворения?
Можно ли назвать ее афоризмом? Аргументируйте свой ответ. Во что верит И. Тургенев? ( 6 б)
Пиши здесь ответ
12) Выводы. Назовите тему, идею, проблему стихотворения. ( 10 б)
а) Тема? ( 2 б).. Пиши здесь ответ
б) Основная мысль стихотворения ( 2 б.) Пиши здесь ответ
в) Какую проблему рассматривает автор в данном стихотворении? ( 2 б).
Пиши здесь ответ
г) Какие чувства к русскому языку вызывает у И.С. Тургенева это стихотворение? ( 4 б).
Пиши здесь ответ
13) Ваше восприятие от стихотворения? ( 5 б).
Какие чувства к русскому языку вызывает у вас это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.
Варианты начала ответа ( выбери то, что подходит для твоего ответа) :
А) Читая стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык», я восхищался
или
Б) Меня взволновало стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык», так как ………
а) Время написания и публикация.
Ответ: Стихотворение "Русский язык" было написано в 1874 году. Публикацию можно отнести к этому же времени.
б) Почему И. Тургенев пишет: "…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?". Что совершается дома? Что так волнует автора?
Ответ: В данной фразе И. Тургенев выражает свою тревогу и недовольство событиями, происходящими в России на тот момент. Совершаемые в стране действия и проблемы вызывают у автора ощущение отчаяния. Тургенев относит все это к сфере "дома", то есть к России в целом. Таким образом, автору страшно представить, как обойтись без поддержки русского языка во время таких тягостных событий.
Вопрос: Охарактеризуйте душевное состояние лирического героя (автора) (6 б)
Ответ: Душевное состояние автора передает ощущение тревоги, отчаяния и недовольства. В словах "во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины" можно уловить тревогу и неопределенность, а фраза "ты один мне поддержка и опора" говорит о том, насколько важное значимое место занимает русский язык в жизни автора. Душевное состояние лирического героя связано с тем, что он наблюдает за событиями в своей родине и ощущает определенную беспокойство по поводу их исхода.
Ответ: Душевное состояние автора передают следующие слова: сомнений, тягостных раздумий, отчаяние, опора. Оно ощущается как тревога, беспокойство и недовольство происходящими событиями. Скорее всего, автор испытывает такие чувства из-за сомнений в будущем своей родины и ощущения безольственности.
Вопрос: Жанр (3 б). Как определяется жанр этого произведения самим автором и литературоведами?
Ответ: Жанр данного стихотворения определяется как лирическое. Это вытекает из второй части вопроса.
Вопрос: Композиция (6 б). Как построено стихотворение, сколько частей можно выделить, о чем говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.
Ответ: Стихотворение можно разделить на 4 композиционно-смысловые части.
1 часть – во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины.
2 часть – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
3 часть – не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
4 часть – но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Вопрос: Выпишите все художественно-выразительные средства (тропы) из стихотворения и определите художественную роль каждого тропа (10 б)
Ответ: В стихотворении встречаются следующие изобразительные средства (тропы): эпитеты. Примеры из текста: "о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". Роль эпитетов заключается в раскрывании характеристик русского языка и придании ему значимости и весомости. Использование эпитетов сильно воздействует на восприятие и усиливает впечатление.
Вопрос: Почему И.С. Тургенев расположил эпитеты - прилагательные, характеризующие русский язык, именно в таком порядке: "о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"?
Ответ: Расположение эпитетов в таком порядке усиливает воздействие на читателя и придает русскому языку особое значение. Каждый из эпитетов передает определенные качества и характеристики русского языка. Порядок слов увеличивает эффект и делает язык еще более величественным и значимым.
Вопрос: Проанализируйте лексику стихотворения (8 б)
а) Выпишите антонимы из стихотворения. Определите их художественную роль в тексте.
Ответ: В стихотворении нет явных антонимов.
б) Выпишите синонимы из стихотворения. Определите их художественную роль в тексте.
Ответ: В стихотворении также отсутствуют явные синонимы.
Вопрос: Проанализируйте морфологию стихотворения (8 б)
а) Какую смысловую роль выполняет в стихотворении местоимение "такой"? Укажите