Рассказ Чехова "Человек в футляре "входит в маленькую трилогию и раскрывает тему "футлярной жизни",которая постепенно может привести к деградации целый город Главный герой рассказа - учитель гимназии Беликов .Он преподаёт древнегреческий ( "мёртвый ")язык и живёт по принципу :"Как бы чего не вышло ".Рассказчик ,учитель Буркин говорит : «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!» Этот страшный человек всем внушал ,что надо жить по правилам и циркулярам ,а всем ,кто их нарушает ,грозил тем ,что есть люди наверху ,которые разберутся с нарушителями установленных порядков . Сам Беликов вёл "футлярную жизнь": «даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. " У этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать," футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.Но дело ,в том ,что герой не просто сам жил в футляре ,он пытался заставить это делать весь город .И ему это почти удалось.Деградация личности ,свойственная Беликову ,охватила всех ,кто с ним соприкасался : боялись громко разговаривать ,боялись смеяться ,боялись высказать своё мнение ,отлично е от циркулярного ..,".Буркин замечает: «боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся бедным, учить грамоте" Но наш герой скатывается с высоты "футлярной "жизни : и в буквальном ,и в переносном смысле .Брат девушки ,на который вздумал жениться Беликов ,высказывает тому всё ,что о нём думает и ,толкнув ,спускает его с лестницы прямо под ноги возвратившейся с прогулки Вареньки .Раздался смех ,который и погубил "человека в футляре" .Он не смог пережить такого позора ,заболел и умер. Когда его хоронили ,то ,казалось ,что он наконец-то обрёл спокойствие и вечный футляр ,в который чуть не угодил весь город . Оказывается ,страх может заставить людей деградировать и подчиняться ничтожеству ,которое торжествует ,потому что его боятся .Новые люди ( брат и сестра Коваленко ),приехавшие в город ,смогли уничтожить эту удушающую атмосферу деградации жителей города . Своими произведениями Чехов предостерегает читателя от деградации ,но не "обрекает на неё".Этим рассказом он призывал читателя не поддаваться влиянию среды и беречь в себе человека.
Рассказ строится на том, что два друга после охоты, располагаются на ночлег и начинают рассказывать друг другу истории. Один из них - Буркин, преподаватель в гимназии рассказывает про некого Беликова, который преподавал греческий язык в той же гимназии. Беликов был известен тем, что даже в хорошую погоду ходил в галошах и зонтиках, а все свои вещи укладывал в футляры. Как считало большинство, в футляр он пытался запрятать и свою жизнь - строго во всём следуя правилам и очень скептически относясь к отклонениям от нормы. Беликов угнетал весь город своими беспрекословными взглядами на жизнь. Однажды, случилось так, что Беликов чуть не женился на Вареньке (она была сестрой одного из преподавателей в гимназии). К слову, о Вареньке - это была женщина лет 30, которая была так хороша собой, что очаровала даже Беликова. Все убеждали его жениться на ней. И вероятно так бы оно и было, если бы брат Вареньки не нарисовал на Беликова карикатуру. Учитель греческого языка оскорблений сим явлением, передумал делать сестре своего коллеги предложение. Как-то раз Беликов увидел Вареньку с братом, катающихся на велосипедах. Беликов считал это неподобающим и счел нужен рассказать об этом. Брат Вареньки на поучения Беликова отреагировал крайне критично и даже спустил его с лестницы. Варенька стала свидетельницей этого. Беликов не выдержал такого позора и умер от стыда. Когда Беликов лежал в гробу, он казалось, остиг своей цели - настоящий человек в футляре.
Когда Буркин закончил рассказ его друг ответил ему: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?» В его последнем вопросе и заключается мораль всего рассказа.
Главный герой рассказа - учитель гимназии Беликов .Он преподаёт древнегреческий ( "мёртвый ")язык и живёт по принципу :"Как бы чего не вышло ".Рассказчик ,учитель Буркин говорит :
«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»
Этот страшный человек всем внушал ,что надо жить по правилам и циркулярам ,а всем ,кто их нарушает ,грозил тем ,что есть люди наверху ,которые разберутся с нарушителями установленных порядков .
Сам Беликов вёл "футлярную жизнь":
«даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. "
У этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать," футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.Но дело ,в том ,что герой не просто сам жил в футляре ,он пытался заставить это делать весь город .И ему это почти удалось.Деградация личности ,свойственная Беликову ,охватила всех ,кто с ним соприкасался : боялись громко разговаривать ,боялись смеяться ,боялись высказать своё мнение ,отлично е от циркулярного ..,".Буркин замечает:
«боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся бедным, учить грамоте"
Но наш герой скатывается с высоты "футлярной "жизни : и в буквальном ,и в переносном смысле .Брат девушки ,на который вздумал жениться Беликов ,высказывает тому всё ,что о нём думает и ,толкнув ,спускает его с лестницы прямо под ноги возвратившейся с прогулки Вареньки .Раздался смех ,который и погубил "человека в футляре" .Он не смог пережить такого позора ,заболел и умер.
Когда его хоронили ,то ,казалось ,что он наконец-то обрёл спокойствие и вечный футляр ,в который чуть не угодил весь город .
Оказывается ,страх может заставить людей деградировать и подчиняться ничтожеству ,которое торжествует ,потому что его боятся .Новые люди ( брат и сестра Коваленко ),приехавшие в город ,смогли уничтожить эту удушающую атмосферу деградации жителей города .
Своими произведениями Чехов предостерегает читателя от деградации ,но не "обрекает на неё".Этим рассказом он призывал читателя не поддаваться влиянию среды и беречь в себе человека.
Однажды, случилось так, что Беликов чуть не женился на Вареньке (она была сестрой одного из преподавателей в гимназии). К слову, о Вареньке - это была женщина лет 30, которая была так хороша собой, что очаровала даже Беликова. Все убеждали его жениться на ней. И вероятно так бы оно и было, если бы брат Вареньки не нарисовал на Беликова карикатуру. Учитель греческого языка оскорблений сим явлением, передумал делать сестре своего коллеги предложение.
Как-то раз Беликов увидел Вареньку с братом, катающихся на велосипедах. Беликов считал это неподобающим и счел нужен рассказать об этом. Брат Вареньки на поучения Беликова отреагировал крайне критично и даже спустил его с лестницы. Варенька стала свидетельницей этого. Беликов не выдержал такого позора и умер от стыда.
Когда Беликов лежал в гробу, он казалось, остиг своей цели - настоящий человек в футляре.
Когда Буркин закончил рассказ его друг ответил ему: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?» В его последнем вопросе и заключается мораль всего рассказа.