КОПИРОВАТЬ ТЕКСТ И УБРАТЬ НЕНУЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ КОНСПЕКТ Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Ее начало восходит ко второй половине X века. Из тысячелетней истории оте чественной словесности более семисот лет принадлежит древней русской литературе.

Возникновение литературы на Руси во многом связа но с принятием христианства, с потребностью в церков ных книгах, поэтому литературные произведения этого периода по содержанию и по форме были преимущест венно религиозно-поучительными. Основой для древней оригинальной русской литературы послужила литерату ра византийская.

К числу переводных памятников на Руси принадле жит апокрифическая литература. В буквальном перево де с греческого слово «апокрифический означает тай НЫЙ «сокровенный». Апокрифы представляли собой ный», «со легендарно-религиозные произведения, не признанные церковью священными, поскольку в трактовках канони ческих библейских сюжетов доп сюжетов допускались определенные вольности. Среди апокрифических персон апокрифических персонажей выделя ется царь Израильско-иудейского государства Соломон (апокриф о Соломоне и Китофрасе, суды Соломона). Он показан умным и мудрым человеком, подтверждающим своими действиями сказанное о нем в Библии: .И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум и об ширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей муд

рости египтян. Очень популярным на Руси на протяжении многих веков был апокриф •Хождение Богородицы по мукам. В тексте говорится о том, как архангел Михаил, испол няя желание Богородицы, показывает ей муки грешни ков в аду. Зрелище неисчислимых страданий побуждает Богородицу обратиться к Михаилу с пустить ее мучиться вместе с христианами, потому что они зо вутся чадами сына ее. Но архангел в ответ на это произ носит: • Почивай в раи. Богородица вновь и вновь обра щается ко всем силам небесным, умоляет их вступиться за грешников и укоряет за равнодушие. И на этот раз Бог умилосердился сына ради своего единородного и велел ему сойти с невидимого престола, чтобы услы шать мольбу святых и явить лицо свое грешникам. И со шел Христос с престола, и грешники, увидев его, возо пили единым голосом о своем помиловании. Христос напоминает им о сошествии своем на землю для освобо ждения людей от первородного греха и дает им полный покой днем и ночью от великого четверга до пятидесят ницы (около двух месяцев). И ответили все: «Слава ми лосердию твоему».

Наибольшей популярностью пользовалась литерату ра житийная, или агиографическая (от греч. hágios - святой, grapho - пишу). Жития представляли собой жизнеописания государственных и религиозных деяте лей, кого церковь признавала святыми, т. е. чьи имена были канонизированы. По своему характеру жития бы ли назидательны и благодаря несложному сюжету легко воспринимались читателями. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утвер ждал истинность основных положений христианского вероучения.

Например, Сказание о Борисе и Глебе» повествует о братьях-мучениках, первыми причисленных Русской православной церковью к лику святых. Сюжет об иде альной братской любви, верности долгу и Русской земле был очень популярен, так как Русь этой эпохи сотрясали постоянные княжеские междуусобицы.
Автором жития Бориса и Глеба был монах Киево-Пе черского монастыря преподобный Нестор. Ему же при надлежит еще одно жизнеописание Феодосия Печер ского. Образ святого получился очень живым и ярким. • Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим под вижничеством: все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам своим покоя. Часто ходил он в пекарню, погам C радо омогая пекарям месить тесто и выпекать хлебы. стью Он ведь был, как я говорил прежде, телом крепок и си лен. А страждущих всех наставлял, укреплял и утешал, чтобы не знали усталости в своих трудах». Житие Фео досия Печерского - это художественное изображение жизни, со страниц этого памятника смотрят на нас слов но живые лица той далекой эпохи, в нем раскрываются патриотические раздумья автора о судьбах его родной земли.

Одним из древнейших жанров русской литературы была летопись. Летопись-это писание по летам, т. е. годам. Метод составления летописи заключался в том, что отдельные лица, в большинстве принадлежавшие к княжеско-боярской или монастырской среде, записыва ли те или иные события, свидетелями которых они были или что-либо о них слышали.

в 1110 году Нестор закончил работу над летописным сводом «Повесть временных лето. Летописец поставил перед собой задачу: выяснение вопроса о происхождении русского народа и Русского государства. Однако он рас ширил повествование и сумел связать историю русского народа с историей всего человечества.

danila110420051 danila110420051    1   05.09.2021 20:49    2

Другие вопросы по теме Литература