Контрольная работа по рассказу А.Солженицына «Матренин двор»
Где хочет поселиться автор после возвращения в Россию? Почему?
Что больше всего привлекало главного героя в избе Матрены? Почему он решил снимать комнату именно у нее?
Что мужики в деревне называли «Царь Огонь»?
Чего боялась Матрена?
Продолжите фразу: «Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования…»
Как изображена в рассказе религиозность главной героини?
Как вы понимаете фразу автора: “У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей”? Когда Матрёна испытывает стыд, раскаяние?
Куда гнала зима баб «с санками по ночам»?
Объясните слова Матрены: «Бойся портного да пастуха».
Какое событие омрачило праздник Матрене?
Кто такой Антошка Григорьев? Почему его не переводили в 9 класс?
Почему Матрена вышла замуж за Ефима?
1.Вернувшись из лагеря, Солженицыну «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России» . Работу ему могли дать только ту, которая будет связана с физическим трудом. Но он хотел учительствовать. И после реабилитации в 1957 году он работает некоторое время учителем физики, а живет у крестьянки Матрены Захаровой. Об этом он пишет свой рассказ «Матренин двор» ) .
2."Строено было давно и добротно..",а "жила теперь здесь одинокая женщина лет шестидесяти..".Рассказчик считал, что "жребий " был его - "поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нелья было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами..".Здесь было хорошо герою и по тому, что "по бедности Матрена не держала радио...".
3."лампочку Ильича".
4."Да и русская печь, как я пригляделся, неудобна для стряпни: варка идет скрыто от стряпухи, жар к чугунку подступает с разных сторон неравномерно. Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплыми корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло."
5."Я мирился с этим, потому что жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования. Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица, которую, заработав наконец на фотоаппарат, я тщетно пытался уловить."
6.Работа.
7.За торфом в лес.
8. "- Бойся портного да пастуха, - объясняла она мне. - По всей деревне тебя ославят, если что им не так".
9."Одно только событие или предзнаменование омрачило Матрене этот праздник: ходила она за пять верст в церковь на водосвятие, поставила свой котелок меж других, а когда водосвятие кончилось и бросились бабы, толкаясь, разбирать -- Матрена не поспела средь первых, а в конце -- не оказалось ее котелка. И взамен котелка никакой другой посуды тоже оставлено не было. Исчез котелок, как дух нечистый его унес."
10. Матрена религиозна, но в советское время верующих людей осуждали, многие церкви были закрыты. Как жертвенный человек, она согласилась даже разрушить собственный дом, а ее родные и односельчане отгораживаются от трагедии смерти маленькой молчаливой Матрены. Они находят для нее слова не благодарности, а осуждения. Духовное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеряют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые машины.
11.Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го «Г», выглядевший, как кот после блинов. В школу он приходил как бы отдыхать, за партой сидел и улыбался лениво. Уж тем более он никогда не готовил уроков дома. Он сидел в 8-м классе, однако не владел дробями и не различал, какие бывают треугольники. По первым четвертям он был в цепкой хватке двоек — и то же ожидало его в третьей четверти.
12.Потому что Фаддей пропал во время Первой мировой войны, и его родственники женили Матрёну на своем младшем сыне.
13.Своей приемной дочери Кире она завещала избу и горницу.
14."У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей."
15.Он взял трактор тайком, поэтому мог сделать только один рейс, чтоб успеть к утру поставить трактор на место.
16.Она была в его телогрейке, "уже измазала рукава о льдистую грязь бревен", и рассказчик с неудовольствием сказал ей об этом. "Телогрейка эта была мне память, она грела меня в тяжелые годы. Так я в первый раз рассердился на Матрену Васильевну."
17.В рассказе есть темная фигура Фаддея, бывшего жениха Матрёны, который воплощает зло, противостоящее доброму нраву героини. Когда-то он грозился зарубить ее топором за то, что она не дождалась его с первой мировой войны. «Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки … » Образ черного Фаддея с занесенным топором символичен. Матрёна погибает под колесами поезда, которого боялась больше всего на свете .