Контрольная работа по литературе 7 класса за I полугодие Часть I. Всего (За каждый правильный ответ – )
1. Кем по роду своей деятельности был Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович»?
а) купец; б) пахарь; в) князь; г) разбойник.
2. С кем боролся Петр в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
а) со змием; б) с поляками; в) с драконом; г) ни с кем.
3. Какой город восхваляет поэт в поэме «Медный всадник»?
а) Новгород; б) Санкт-Петербург; в) Москву; г) Киев.
4. Как звали главного героя повести «Станционный смотритель»?
а) Иван; б) Пафнутий; в) Самсон; г) Семен.
5. С кем воевали казаки в повести «Тарас Бульба»?
а) с поляками; б) с немцами; в) друг с другом; г) с литовцами.
6. Почему Андрий предал свою родину?
а) хотел богатой жизни; б) из-за любви; в) из-за ссоры с отцом; г) т.к. попал в плен.
7. Где учились сыновья Тараса Бульбы?
а) в бурсе; б) в гимназии; в) в военной академии; г) в университете.
8. Соотнесите термин и определение.
1) былина
А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека
2) композиция
Б) изображение неживых предметов в виде живых существ
3) рассказ
В) краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл
4) трагедия
Г) построение художественного произведения
5) пословица
Д) вид драмы, в основе которого лежит неразрешимый конфликт, часто заканчивающийся смертью героя
6) олицетворение
Е) картина природы в художественном произведении
7) эпиграф
Ж) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях
8) пейзаж
З) краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы читателю понять главную мысль
9. Соотнесите автора и произведение.
1. А. С. Пушкин
А) «Тарас Бульба»
2. Н. В. Гоголь
Б) «Ангел»
3. М. Ю. Лермонтов
В) «Медный всадник»
4. Г. Р. Державин
Г) «К статуе Петра Великого»
5. М. В. Ломоносов
Д) «На птичку»
10. Изображение одного явления с сопоставления с другим:
а) сравнение б) метафора в) эпитет
11. Эпитет – это …
а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
б) художественное, образное определение, отражающее качественный признак предмета;
в) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
Часть II. Всего – (За каждый правильный ответ – )
1. Выпишите из данного отрывка а) эпитет , б) сравнение.
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием.
2. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«На берегу пустынных волн/ Стоял он, дум великих полн, / И вдаль глядел. Пред ним широко/ Река неслася; бедный челн/ По ней стремился одиноко».
3. Из какого произведения взят отрывок (назовите автора и название произведения)?
«Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображавшие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних метах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение».
4. О каком герое идет речь? (Назовите героя и произведение).
«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. … Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонены к варшавской стороне…»
Часть III. Всего
Напишите небольшое по объёму (70-100 слов) сочинение-рассуждение на тему
«За добро плати добром». Поразмышляйте в нём о произведении, изученном в этом году по плану:
Как ты понимаешь это выражение?
Какое произведение, изученное в этом году объяснить данное высказывание? (Не забудь назвать его автора. Как оно называется? Что оно по жанру?)
О чем это произведение? ( Перескажи его часть, где доказывается твое мнение по теме сочинения)
Как ты думаешь, что хотел сказать автор ? Чему учит это произведение?