Ильи Пророка, скотий бог Велес под именем святого Власия и т. д. Однако образы низшей мифологии оказались более устойчивыми.
Они дожили до наших дней, хотя и не всегда легко различить, что в этих образах действительно идет речь с древних времен, а что уже наслоилось на них после. У всех славянских народов отмечены поверья о духах природы. Духи олицетворения леса известны главным образом в лесной полосе русских леший, белорусский лешук, пущевик, польский дух лесной, боровой.
В них воплощалась опасливая враждебность славянина земледельца к дремучему лесу, у которого приходилось отвоевывать землю для пашни и в котором человеку угрожала опасность заблудиться, погибнуть от диких зверей. Дух водной стихии русский водяной, польский водник, лукицкий водный муж водяная жена и т. д.
внушал гораздо больший страх, чем сравнительно добродушный шутник леший, ибо утонуть в омуте, озере куда страшнее, чем опасность заблудиться в лесу. Характерен образ полевого духа русская полудница, лукицкая природница, чешская поледница и др. Это женщина в белом, которая будто бы является работающим в поле в полуденный жар, когда обычай требует делать перерывы в работе полудница наказывает нарушителя обычая, сворачивая ему голову или как-нибудь иначе.
Образ полудницы олицетворение опасности солнечного удара. В горных областях Польши, Чехии и Словакии есть поверье о духах гор, стерегущих сокровища либо покровительствующих горнякам. Более сложнее и менее ясен образ вилы, особенно распространенный у сербов он встречается и в чешских, и в русских источниках.
Одни исследователи считают его общеславянским, другие все-таки лишь южнославянским. Вилы лесные, полевые, горные, водяные или воздушные девы, которые могут вести себя и дружественно, и враждебно в отношении человека в зависимости от его собственного поведения.
Ильи Пророка, скотий бог Велес под именем святого Власия и т. д. Однако образы низшей мифологии оказались более устойчивыми.
Они дожили до наших дней, хотя и не всегда легко различить, что в этих образах действительно идет речь с древних времен, а что уже наслоилось на них после. У всех славянских народов отмечены поверья о духах природы. Духи олицетворения леса известны главным образом в лесной полосе русских леший, белорусский лешук, пущевик, польский дух лесной, боровой.
В них воплощалась опасливая враждебность славянина земледельца к дремучему лесу, у которого приходилось отвоевывать землю для пашни и в котором человеку угрожала опасность заблудиться, погибнуть от диких зверей. Дух водной стихии русский водяной, польский водник, лукицкий водный муж водяная жена и т. д.
внушал гораздо больший страх, чем сравнительно добродушный шутник леший, ибо утонуть в омуте, озере куда страшнее, чем опасность заблудиться в лесу. Характерен образ полевого духа русская полудница, лукицкая природница, чешская поледница и др. Это женщина в белом, которая будто бы является работающим в поле в полуденный жар, когда обычай требует делать перерывы в работе полудница наказывает нарушителя обычая, сворачивая ему голову или как-нибудь иначе.
Образ полудницы олицетворение опасности солнечного удара. В горных областях Польши, Чехии и Словакии есть поверье о духах гор, стерегущих сокровища либо покровительствующих горнякам. Более сложнее и менее ясен образ вилы, особенно распространенный у сербов он встречается и в чешских, и в русских источниках.
Одни исследователи считают его общеславянским, другие все-таки лишь южнославянским. Вилы лесные, полевые, горные, водяные или воздушные девы, которые могут вести себя и дружественно, и враждебно в отношении человека в зависимости от его собственного поведения.