Каково отношение автора к описываемому универсальному магазину?
Это был храм современной торговли, лёгкий и основательный, созданный для целых толп
покупательниц. Внизу, у центральной галереи, сейчас же за дешёвыми товарами, шли отделы
галстуков, перчаток и шёлка; галерея Монсиньи была занята ситцами и полотнами, галерея
Мишодьер — галантереей, трикотажем, сукнами и шерстяным товаром. Во втором этаже
размещались готовое платье, бельё, шали, кружево и ряд новых отделов, а на третий этаж были
переведены постельные принадлежности, ковры, декоративные ткани и прочие громоздкие
товары. Теперь число отделов достигало тридцати девяти, а служащих насчитывалось тысяча
восемьсот человек, в том числе двести женщин. Здесь под высокими гулкими металлическими
сводами расположилось целое маленькое государство.
Муре страстно желал одного — одержать победу над женщиной. Он хотел, чтобы она
царила здесь, как у себя дома, он построил для неё этот храм, намереваясь подчинить её своей
власти. Вся тактика его сводилась к тому, чтобы обольстить женщину знаками внимания и,
используя сжигающую её лихорадку, сделать её желания предметом купли-продажи. День и ночь
ломал он себе голову в поисках новых изобретений; чтобы избавить изнеженных дам от
утомительного хождения по лестницам, он устроил два лифта, обитых бархатом. Затем он открыл
буфет, где бесплатно подавались сиропы и печенье, открыл читальный зал — обставленную с
чрезмерно пышной роскошью величественную галерею, где даже отважился устроить выставку
картин. Но главной его задачей теперь было завоевать женщину, которая, став матерью, утратила
склонность к кокетству; он стремился завоевать её при ребёнка и тут уж не упускал из
виду ничего: он играл на всех чувствах, создавал отделы для мальчиков и девочек, останавливал
на ходу матерей, даря детям картинки и воздушные шары. Поистине гениальной была эта выдумка
раздавать всем покупательницам — в виде премии — воздушные шары, красные шары из тонкой
резины с оттиснутым крупными буквами названием магазина; странствуя в воздухе на конце
тонкой верёвочки, они плыли по улицам в качестве живых реклам.
Но главная сила Муре заключалась в печатной рекламе. Он дошёл до того, что тратил
триста тысяч франков в год на прейскуранты, объявления и афиши. К базару летних новинок он
выпустил двести тысяч экземпляров прейскуранта, причём прейскурант был переведён на
иностранные языки и в количестве пятидесяти тысяч разослан за границу. Теперь Муре снабжал
его иллюстрациями и даже образчиками материй, приклеенными к страницам. Это был целый
поток самовосхваления: «Дамское счастье» било в глаза всему миру, широко используя стены,
газеты и даже театральные занавесы. Муре утверждал, что женщина бессильна против рекламы и
что её фатально влечёт ко всякому шуму.Впрочем, он расставлял ей и более хитрые ловушки, анализируя её душу как тонкий
психолог. Так, он установил, что женщина не в силах противиться дешевизне и покупает даже то,
что ей не нужно, если только убеждена, что это выгодно; исходя из этого, Муре создал целую
систему постепенного понижения цен на товары, которые продавались туго; он предпочитал
продать их с убытком, лишь бы они быстрее оборачивались. Он проник ещё глубже в женское
сердце, придумав систему «возврата» — этот шедевр иезуитского обольщения. «Берите,
сударыня, вы возвратите нам эту вещь, если она перестанет вам нравиться». И женщина, которая