Основное значение повести Гоголя для русской литературы состоит в том, что он показал в ней «маленького человека», вывел его как главного героя, постарался, чтобы читатель увидел в нем живого человека. Вся последующая русская демократическая литература так или иначе опиралась на гоголевскую традицию (знаменитые слова Достоевского о том, что «все мы вышли из гоголевской шинели»).
Образ главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина — имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество персонажа (нельзя жить мечтой о шинели), что сознательно подчеркивается и выводится на первый план.
Вторая —произвол и бессердечие окружающих по отношению к Акакию Акакиевичу (сослуживцы, генерал).
Соотношением первого и второго определяется гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение.
Образ главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина — имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество персонажа (нельзя жить мечтой о шинели), что сознательно подчеркивается и выводится на первый план.
Вторая —произвол и бессердечие окружающих по отношению к Акакию Акакиевичу (сослуживцы, генерал).
Соотношением первого и второго определяется гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение.