В X главе мы становимся свидетелями спора Базарова и Павла Петровича, так называемой "словесной дуэли". "Схватка произошла… за вечерним чаем"; за столом сидели "старички Кирсановы", Аркадий и Базаров. Во все время спора Николай Петрович практически не говорил, "он сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия". Да, именно в этот момент Николай Петрович понял, что его "Аркаша" отдалился от отца. Теперь не он, а Базаров - идеал, авторитет, пример для подражания и, наконец, учитель сына. И Николаю Петровичу безумно больно, горько, досадно, что его сын пошел по стопам "беспринципного" (по словам Павла Петровича) и черствого нигилиста Базарова, который отрицает "все". Может быть, Базаров - это действительно будущее, а "песенка старичков спета", и теперь смело можно сказать: "Вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю". Чтобы все обдумать и найти ответы на мучающие его вопросы, Николай Петрович отправляется в сад. Что же такое сад в жизни этого героя? Это от которого Николай Петрович не хочет отказываться; его первая жена Маша, жизнь с которой кажется теперь сном. И, входя туда, "в свою любимую беседку", герой поневоле "связывается" с милым сердцу и далеким Здесь, в этом саду, он думает о разъединении с сыном, которое с каждым днем, с каждым словом Аркадия становится все глубже и глубже. Он думает о Базарове, о его нигилистической идее и задается вопросами: "…отвергать поэзию? … не сочувствовать художеству, природе?.. "
Авторская позиция - полемическая и выражена через пейзаж.
Чтобы все обдумать и найти ответы на мучающие его вопросы, Николай Петрович отправляется в сад. Что же такое сад в жизни этого героя? Это от которого Николай Петрович не хочет отказываться; его первая жена Маша, жизнь с которой кажется теперь сном. И, входя туда, "в свою любимую беседку", герой поневоле "связывается" с милым сердцу и далеким
Здесь, в этом саду, он думает о разъединении с сыном, которое с каждым днем, с каждым словом Аркадия становится все глубже и глубже. Он думает о Базарове, о его нигилистической идее и задается вопросами: "…отвергать поэзию? … не сочувствовать художеству, природе?.. "
Авторская позиция - полемическая и выражена через пейзаж.