«Чем сильнее художник, тем вернее и глубже выскажет он свою мысль, свой взгляд на общественное явление и тем более общественному сознанию. Разумеется, тут почти всего важнее, как сам-то художник смотреть, из чего составляется его собственный взгляд,,— гуманен ли он, прозорлив ли, гражданин ли, наконец, сам художник».
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
Начало творческой деятельности. Всю жизнь вспоминал Достоевский одно событие своей молодости. Это было в 1845 году. «Воротился домой я уже в четыре часа, в белую, светлую, как днем, петербургскую ночь... Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут. Они накануне вечером... взяли мою рукопись и стали читать на пробу: «С десяти страниц видно будет». Но, прочтя десять страниц, решили прочесть еще десять, а затем, не отрываясь, просидели уже всю ночь, до утра, читая вслух и чередуясь, когда один уставал».
Достоевский тогда только что окончил военно-инженерное училище и вышел в отставку, повинуясь непреодолимому желанию стать писателем. Его первое произведение, вызвавшее такой восторг у Некрасова и Григоровича, называлось «Бедные люди».
В тот же день Некрасов передал рукопись Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!» — «У вас Гоголи-то, как грибы, растут»,— строго заметил ему Белинский, но рукопись взял. Когда же Некрасов опять зашел к нему вечером, критик встретил его в волнении: «Приведите, приведите его скорее!» Встреча начинающего автора с Белинским произвела в жизни Достоевского «перелом навеки». «Это была самая восхитительная минута моей жизни,— писал Достоевский тридцатью годами позже.— Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом». Белинский сказал Достоевскому: «Вам правда открыта и возвещена как художнику... Цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будете великим писателем!» Отмечая «страшную правду» романа, критик говорил: «Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали».
Успех романа «Бедные люди», опубликованного Некрасовым в «Петербургском сборнике», был необычайным. В это время еще жив был Гоголь, его «Шинель» появилась лишь четыре года назад. И вдумчивые читатели увидели в романе Достоевского продолжение гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.
«Бедные люди» построены как переписка между мелким чиновником и молодой женщиной, которой довелось уже испытать самое горькое в жизни: смерть родителей и любимого человека, преследования грязной сводни и ее «клиентов».
Макар Девушкин и Варенька Доброселова душевно чисты, добры, деликатны. Макар Алексеевич идет на крайние лишения, чтобы Вареньке, которая скрывается от преследователей. И притом ни слова не говорит ей о своих бедствиях, пока она сама о них не узнает. С той же беззаветной самоотверженностью спешит Варенька Макару Алексеевичу.
Это люди гордые, но беззащитные. «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши!» — жалуется Девушкин-. Конец романа печален. Вареньку увозит грубый и жестокий помещик Быков, а Макар Алексеевич остается в безутешном горе.
Новаторство Достоевского заключалось в том, что он раскрыл сложный, богатый духовный мир «маленького», задавленного жизнью человека. Акакий Акакиевич, герой гоголевской «Шинели» при всей своей духовной бедности оказался на своеобразный бунт: хотя бы в смертельной болезни «скверно-хульничал» в адрес «значительного лица», не проявившего к нему душевного сочувствия. Но трудно представить себе произведение в форме переписки Акакия Акакиевича с каким-либо близким ему человеком. Иное дело — Макар Алексеевич.
Достоевский не только жалеет своего героя, но и подчеркивает его духовное превосходство над теми, кто занимает более высокое положение в обществе. «Сердца у них каменные, слова их жестокие»,— говорит Девушкин о сильных мира сего.
Писатель показал, как у его героя, по выражению самого Девушкина, пробуждается «ропот, либеральные мысли, дебош и азарт». Конечно, это лишь «бунт на коленях». Но Девушкин задумывается о главном: почему один живет «в каком-нибудь дымном углу, в конуре сырой какой-нибудь», а другие — «в позлащенных палатах»? Он понял то, чего еще не мог понять герой «Шинели»: «...но все-таки я человек... сердцем и мыслями я человек».
В этом произведении Достоевского отчетливо проявилось характерное для всего его творчества пристальное внимание к внутренней жизни человека, и в первую очередь человека, предельно униженного, низведенного до положения «ветошки».
По словам Белинского, роман «Бедные люди» «открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому».
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
Начало творческой деятельности. Всю жизнь вспоминал Достоевский одно событие своей молодости. Это было в 1845 году. «Воротился домой я уже в четыре часа, в белую, светлую, как днем, петербургскую ночь... Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут. Они накануне вечером... взяли мою рукопись и стали читать на пробу: «С десяти страниц видно будет». Но, прочтя десять страниц, решили прочесть еще десять, а затем, не отрываясь, просидели уже всю ночь, до утра, читая вслух и чередуясь, когда один уставал».
Достоевский тогда только что окончил военно-инженерное училище и вышел в отставку, повинуясь непреодолимому желанию стать писателем. Его первое произведение, вызвавшее такой восторг у Некрасова и Григоровича, называлось «Бедные люди».
В тот же день Некрасов передал рукопись Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!» — «У вас Гоголи-то, как грибы, растут»,— строго заметил ему Белинский, но рукопись взял. Когда же Некрасов опять зашел к нему вечером, критик встретил его в волнении: «Приведите, приведите его скорее!» Встреча начинающего автора с Белинским произвела в жизни Достоевского «перелом навеки». «Это была самая восхитительная минута моей жизни,— писал Достоевский тридцатью годами позже.— Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом». Белинский сказал Достоевскому: «Вам правда открыта и возвещена как художнику... Цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будете великим писателем!» Отмечая «страшную правду» романа, критик говорил: «Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали».
Успех романа «Бедные люди», опубликованного Некрасовым в «Петербургском сборнике», был необычайным. В это время еще жив был Гоголь, его «Шинель» появилась лишь четыре года назад. И вдумчивые читатели увидели в романе Достоевского продолжение гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.
«Бедные люди» построены как переписка между мелким чиновником и молодой женщиной, которой довелось уже испытать самое горькое в жизни: смерть родителей и любимого человека, преследования грязной сводни и ее «клиентов».
Макар Девушкин и Варенька Доброселова душевно чисты, добры, деликатны. Макар Алексеевич идет на крайние лишения, чтобы Вареньке, которая скрывается от преследователей. И притом ни слова не говорит ей о своих бедствиях, пока она сама о них не узнает. С той же беззаветной самоотверженностью спешит Варенька Макару Алексеевичу.
Это люди гордые, но беззащитные. «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши!» — жалуется Девушкин-. Конец романа печален. Вареньку увозит грубый и жестокий помещик Быков, а Макар Алексеевич остается в безутешном горе.
Новаторство Достоевского заключалось в том, что он раскрыл сложный, богатый духовный мир «маленького», задавленного жизнью человека. Акакий Акакиевич, герой гоголевской «Шинели» при всей своей духовной бедности оказался на своеобразный бунт: хотя бы в смертельной болезни «скверно-хульничал» в адрес «значительного лица», не проявившего к нему душевного сочувствия. Но трудно представить себе произведение в форме переписки Акакия Акакиевича с каким-либо близким ему человеком. Иное дело — Макар Алексеевич.
Достоевский не только жалеет своего героя, но и подчеркивает его духовное превосходство над теми, кто занимает более высокое положение в обществе. «Сердца у них каменные, слова их жестокие»,— говорит Девушкин о сильных мира сего.
Писатель показал, как у его героя, по выражению самого Девушкина, пробуждается «ропот, либеральные мысли, дебош и азарт». Конечно, это лишь «бунт на коленях». Но Девушкин задумывается о главном: почему один живет «в каком-нибудь дымном углу, в конуре сырой какой-нибудь», а другие — «в позлащенных палатах»? Он понял то, чего еще не мог понять герой «Шинели»: «...но все-таки я человек... сердцем и мыслями я человек».
В этом произведении Достоевского отчетливо проявилось характерное для всего его творчества пристальное внимание к внутренней жизни человека, и в первую очередь человека, предельно униженного, низведенного до положения «ветошки».
По словам Белинского, роман «Бедные люди» «открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому».