«Владелец роскошных палат» — особа важная. Он вершит человеческие судьбы. На его благосклонность надеются прожектеры, искатели мест, старики, вдовы. От него зависит, какой посетитель выйдет, напевая, а какой — в слезах. Нужда приводит к «большому» человеку и деревенских мужиков. Однако ходоков не допускают до «высокой» особы. «Наш не любит оборванной черни» , — вот и все тому объяснение. В то время как измученные долгой дорогой и многочисленными лишениями мужики пытаются найти правду, «владелец роскошных палат» еще спит. И упоминание о сне здесь — аллегория. Некрасов ведет речь не только о физическом процессе, но и о нравственном явлении, о сне души. Вся жизнь высокой особы — это волокитство, обжорство, игра, упоение лестью, вечный праздник. Чужие беды в сравнении со всем этим — ничто. «Счастливые глухи к добру» , — поясняет поэт. Такие «герои» , по мнению Некрасова, прокляты своей Отчизной. Сарказм звучит во многих строках стихотворения («Впрочем, что ж мы такую особу беспокоим для мелких людей?») . «Владелец роскошных палат» бесцеремонно пользуется своим высоким положением. Низкопоклонство со стороны людей «холопского звания» он принимает за истинное проявление уважения к своей персоне. Однако даже «дорогая и любимая» семья ждет смерти вельможи с большим нетерпением, и причина этого вполне ясна. Поэт призывает «высокую» особу одуматься, осознать свое истинное предназначение. «Пробудись! — восклицает он. — Есть еще наслаждение: Вороти их! » .Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру» , поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. Портрет "владельца роскошных палат" максимально обобщен. Это придает контрасту "несчастных" и "счастливых" общечеловеческий смысл. Дело в том, что если несчастье народа – это суровая истина, то "безмятежная аркадская идиллия" жизни вельможи – это иллюзия, старательно внушаемая ему льстивыми придворными, а также "дорогой и любимой" семьей, "ждущей смерти твоей с нетерпеньем".
Нужда приводит к «большому» человеку и деревенских мужиков. Однако ходоков не допускают до «высокой» особы. «Наш не любит оборванной черни» , — вот и все тому объяснение.
В то время как измученные долгой дорогой и многочисленными лишениями мужики пытаются найти правду, «владелец роскошных палат» еще спит. И упоминание о сне здесь — аллегория. Некрасов ведет речь не только о физическом процессе, но и о нравственном явлении, о сне души. Вся жизнь высокой особы — это волокитство, обжорство, игра, упоение лестью, вечный праздник. Чужие беды в сравнении со всем этим — ничто. «Счастливые глухи к добру» , — поясняет поэт. Такие «герои» , по мнению Некрасова, прокляты своей Отчизной. Сарказм звучит во многих строках стихотворения («Впрочем, что ж мы такую особу беспокоим для мелких людей?») .
«Владелец роскошных палат» бесцеремонно пользуется своим высоким положением. Низкопоклонство со стороны людей «холопского звания» он принимает за истинное проявление уважения к своей персоне. Однако даже «дорогая и любимая» семья ждет смерти вельможи с большим нетерпением, и причина этого вполне ясна.
Поэт призывает «высокую» особу одуматься, осознать свое истинное предназначение. «Пробудись! — восклицает он. — Есть еще наслаждение: Вороти их! » .Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру» , поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ.
Портрет "владельца роскошных палат" максимально обобщен. Это придает контрасту "несчастных" и "счастливых" общечеловеческий смысл. Дело в том, что если несчастье народа – это суровая истина, то "безмятежная аркадская идиллия" жизни вельможи – это иллюзия, старательно внушаемая ему льстивыми придворными, а также "дорогой и любимой" семьей, "ждущей смерти твоей с нетерпеньем".