Монолог чацкого из второго действия “и точно начал свет глупеть” считается завязкой центрального конфликта. фамусов рассказывает о веке минувшем, призывает молодежь учиться, “на старших глядя”. он восторженно рассказывает о покойном дяде по имени максим петрович, который любил кланяться и купался в роскоши.
чацкий, выслушав хвалебные речи фамусова, выступает со своим монологом. он презирает век минувший и людей, которые “лесть как кружево плели”. чацкий недоумевает, зачем ради чина нужно было раболепствовать и “отважно жертвовать затылком”.
очевидно, что никакого уважения к чинам на самом деле нет. есть лишь пустое раболепство, которое маскируется под корысть. серьезные с виду люди с надменным нравом, желая прислуживать, тут же “ вперегиб” перед начальством.
нравы фамусовского общества непременно предполагали лицемерие. тот же фамусов проявлял уважение к нужным людям, к примеру, к полковнику скалозубу. простые люди не удосуживались уважения и добрых слов.
в своем монологе чацкий утверждает, что это был “прямой век покорности и страха, все под личиною усердия к царю”. на самом же деле ни о каком усердии и речи не было. чины и награды добывались не заслугами, а простым угодничеством.
чацкий, выслушав хвалебные речи фамусова, выступает со своим монологом. он презирает век минувший и людей, которые “лесть как кружево плели”. чацкий недоумевает, зачем ради чина нужно было раболепствовать и “отважно жертвовать затылком”.
очевидно, что никакого уважения к чинам на самом деле нет. есть лишь пустое раболепство, которое маскируется под корысть. серьезные с виду люди с надменным нравом, желая прислуживать, тут же “ вперегиб” перед начальством.
нравы фамусовского общества непременно предполагали лицемерие. тот же фамусов проявлял уважение к нужным людям, к примеру, к полковнику скалозубу. простые люди не удосуживались уважения и добрых слов.
в своем монологе чацкий утверждает, что это был “прямой век покорности и страха, все под личиною усердия к царю”. на самом же деле ни о каком усердии и речи не было. чины и награды добывались не заслугами, а простым угодничеством.