Какие темы присутствуют в современной литературной ситуации? Кого из авторов - исполнителей « авторской песни» знаете? Назвать основные направления современной литературы.
1) 1) - литература подвержена влиянию технологических процессов => изменение отношения к литературе
- во всем мире снижается интерес к чтению - люди разучились читать длинные тексты, развивается ситуация клипового сознания, человеку необходимо переключать свою деятельность. Не только школьнику и студенту сложно осилить большой текст, но и учёным сложно с текстом общаться - мы утрачиваем к чтению.
- потребность в перерабатывании влияет на усвоение
- текст лучше запоминается с книжного носителя
2) литература стала частью книжного бизнеса, он диктует литературе формы её создания (формирование бестселлеров). Бизнес проявляется и в таких явлениях:
- литературные премии
- книжные ярмарки
- издательские проекты
- заполонила массовая литература:
Типология массовой литры
- массовая литература (детективы, фентези, триллеры, любовные романы и т.д.)
Лихачев о массовой литре - "это платформа для качественной литературы"
- литература nonfiction (очень популярное сейчас направление - мемуары, жзл, исторические расследования, литература города и литература путешествий и др.) ЖЗЛ о Пастернаке, написанная Д.Быковым
- литература мейнстрима (между массовой и элитарной)
- женская проза
- качественная, элитарная литература
- возникновение книжных серий
- качественной литературе становится сложно конкурировать с массовой
- происходит подгон литературы под массового читателя
3) современное искусство предполагает процессуальность, участие внутри процесса
- перформансы вытесняют книги
- складывается впечатление, что книга устаревает
4) - литература находится на стадии изменения письма, упрощение языка (Кронгауз "Русский язык на грани нервного срыва"
- современная литература отражает язык, который её окружает
5) - каждый новый период в русской литературе начинается с того, что мы говорим: наша литература закончилась и у нас все плохо
- литература нулевых это не только количественное, но и качественное название
- современная литература поменяла тематику и проблематику (изменилась скорее форма, чем содержание)
- литература приобрела новый вид. Технологический прогресс позволяет литературе существовать в новом виде (и за это ему Есть и были писатели, авангардные, которые радовались бы этим тех.новинкам.
6) Фанфики - возможность поучаствовать в процессе лит. Это новая форма освоения литературы.
2) Нам нужна одна победа». Эта песня написана выдающимся поэтом, основоположником жанра авторской песни Булатом Окуджавой в 1970 году для фильма «Белорусский вокзал»
«Песня о друге». Данная композиция была создана Владимиром Высоцким в 1966 году
«Милая моя. Солнышко лесное». Эту замечательную композицию, которую величают походной элегией, Юрий Визбор
3) Если говорить об общих закономерностях литературного процесса гг, то необходимо отметить два момента.
1. Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу, однако меняется соотношение сил. Как некогда приходилось защищать реализм от постмодернизма (в 1995 году Букер присуждается Георгию Владимову с его реалистическим романом «Генерал и его армия» в назидание фанатам постмодерниста Виктора Пелевина, атаковавшим жюри конкурса), так сегодня постмодернизм нуждается в защите того же Букеровского жюри (члены жюри 2002 года под руководством Владимира Маканина заявили: "Внесение в "короткий список" имени Владимира Сорокина является в данном случае единственным выразить протест против травли писателя, грозящей ему судебной расправой. Мы считаем недопустимым создание подобного прецедента").
2. Усиливается тенденции к стиранию границ
- между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе (особенность большинства современных текстов, наиболее отчетливо – в творчестве Ольги Славниковой, Николая Кононова, Веры Павловой, Натальи Галкиной);
- между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой).
1) 1) - литература подвержена влиянию технологических процессов => изменение отношения к литературе
- во всем мире снижается интерес к чтению - люди разучились читать длинные тексты, развивается ситуация клипового сознания, человеку необходимо переключать свою деятельность. Не только школьнику и студенту сложно осилить большой текст, но и учёным сложно с текстом общаться - мы утрачиваем к чтению.
- потребность в перерабатывании влияет на усвоение
- текст лучше запоминается с книжного носителя
2) литература стала частью книжного бизнеса, он диктует литературе формы её создания (формирование бестселлеров). Бизнес проявляется и в таких явлениях:
- литературные премии
- книжные ярмарки
- издательские проекты
- заполонила массовая литература:
Типология массовой литры
- массовая литература (детективы, фентези, триллеры, любовные романы и т.д.)
Лихачев о массовой литре - "это платформа для качественной литературы"
- литература nonfiction (очень популярное сейчас направление - мемуары, жзл, исторические расследования, литература города и литература путешествий и др.) ЖЗЛ о Пастернаке, написанная Д.Быковым
- литература мейнстрима (между массовой и элитарной)
- женская проза
- качественная, элитарная литература
- возникновение книжных серий
- качественной литературе становится сложно конкурировать с массовой
- происходит подгон литературы под массового читателя
3) современное искусство предполагает процессуальность, участие внутри процесса
- перформансы вытесняют книги
- складывается впечатление, что книга устаревает
4) - литература находится на стадии изменения письма, упрощение языка (Кронгауз "Русский язык на грани нервного срыва"
- современная литература отражает язык, который её окружает
5) - каждый новый период в русской литературе начинается с того, что мы говорим: наша литература закончилась и у нас все плохо
- литература нулевых это не только количественное, но и качественное название
- современная литература поменяла тематику и проблематику (изменилась скорее форма, чем содержание)
- литература приобрела новый вид. Технологический прогресс позволяет литературе существовать в новом виде (и за это ему Есть и были писатели, авангардные, которые радовались бы этим тех.новинкам.
6) Фанфики - возможность поучаствовать в процессе лит. Это новая форма освоения литературы.
2) Нам нужна одна победа». Эта песня написана выдающимся поэтом, основоположником жанра авторской песни Булатом Окуджавой в 1970 году для фильма «Белорусский вокзал»
«Песня о друге». Данная композиция была создана Владимиром Высоцким в 1966 году
«Милая моя. Солнышко лесное». Эту замечательную композицию, которую величают походной элегией, Юрий Визбор
3) Если говорить об общих закономерностях литературного процесса гг, то необходимо отметить два момента.
1. Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу, однако меняется соотношение сил. Как некогда приходилось защищать реализм от постмодернизма (в 1995 году Букер присуждается Георгию Владимову с его реалистическим романом «Генерал и его армия» в назидание фанатам постмодерниста Виктора Пелевина, атаковавшим жюри конкурса), так сегодня постмодернизм нуждается в защите того же Букеровского жюри (члены жюри 2002 года под руководством Владимира Маканина заявили: "Внесение в "короткий список" имени Владимира Сорокина является в данном случае единственным выразить протест против травли писателя, грозящей ему судебной расправой. Мы считаем недопустимым создание подобного прецедента").
2. Усиливается тенденции к стиранию границ
- между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе (особенность большинства современных текстов, наиболее отчетливо – в творчестве Ольги Славниковой, Николая Кононова, Веры Павловой, Натальи Галкиной);
- между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой).