В Печорине обнаруживается немало такого, что одновременно сближает его с горцами и отличает от них: он так же не знает предела своим желаниям, но в отличие от обитателей аулов прекрасно осознает гибельность этих желаний для окружающих. Природный темперамент Печорина может напомнить безудержность Казбича и Азамата: увидев Бэлу в руках Казбича, по замечанию Максим Максимыча, «Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца» . Сочетание почтительного «Григорий Александрович» с глаголом «взвизгнул» подчеркнуто странно, И наряду с этим обнаруживается нецельность печоринского сознания — не полностью отдаться любви к Бэле. Непредсказуемость связей между отдельными качествами Печорина вызывает недоумение Максима Максимыча. И дело здесь не только в наивности рассказчика, его не к тонкому анализу. Ведь психологию горцев Максим Максимыч хорошо чувствует: он знает, как управиться с возчиками-осетинами, с долей восхищения рассказывает о Казбиче, а об убийстве Казбичем отца Бэлы замечает: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав» . Максим Максимыч рассматривает эгоизм горцев как естественную данность нравов патриархального и дикого народа. Однако в поведении Печорина Максим Максимыч не без основания ощущает присутствие некоего осознанного принципа. Этот принцип раскрывается для читателя в объяснении, которое дает Печорин Максиму Максимычу. Молодой офицер выдвигает сразу несколько мотивировок своего эгоистического поведения: «...воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю Во мне душа испорчена светом, воображе-ние беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало... » Сам герой не может отдать предпочтения ни социальной мотивировке (воспитание, тлетворное влияние света) , ни метафизической («Бог так меня создал») , и видимо, поэтому он отказывается судить себя («Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления...») . В столкновениях с горцами раскрывается характер главного героя. Печорин во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. «Таков уж был человек, бог его знает! » — говорит о нем Максим Максимыч.
Непредсказуемость связей между отдельными качествами Печорина вызывает недоумение Максима Максимыча. И дело здесь не только в наивности рассказчика, его не к тонкому анализу. Ведь психологию горцев Максим Максимыч хорошо чувствует: он знает, как управиться с возчиками-осетинами, с долей восхищения рассказывает о Казбиче, а об убийстве Казбичем отца Бэлы замечает: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав» . Максим Максимыч рассматривает эгоизм горцев как естественную данность нравов патриархального и дикого народа. Однако в поведении Печорина Максим Максимыч не без основания ощущает присутствие некоего осознанного принципа. Этот принцип раскрывается для читателя в объяснении, которое дает Печорин Максиму Максимычу. Молодой офицер выдвигает сразу несколько мотивировок своего эгоистического поведения: «...воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю Во мне душа испорчена светом, воображе-ние беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало... » Сам герой не может отдать предпочтения ни социальной мотивировке (воспитание, тлетворное влияние света) , ни метафизической («Бог так меня создал») , и видимо, поэтому он отказывается судить себя («Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления...») .
В столкновениях с горцами раскрывается характер главного героя. Печорин во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. «Таков уж был человек, бог его знает! » — говорит о нем Максим Максимыч.