Какие черты эпохи, отношений между людьми передает этот отрывок? «василий шибанов»князь курбский от царского гнева бежал, с ним васька шибанов, стремянный. дороден был князь. конь измученный пал. как быть среди ночи туманной? но рабскую верность шибанов храня, свого отдаёт воеводе коня: «скачи, князь, до вражьего стану, авось я пешой не отстану». и князь доскакал. под литовским шатром опальный сидит воевода, стоят в изумленье литовцы кругом, без шапок толпятся у входа, всяк витязю честь воздает; недаром дивится литовский народ, и ходят их головы кругом: «князь курбский нам сделался другом». но князя не радует новая честь, исполнен он желчи и злобы; готовится курбский царю перечесть души оскорблённой зазнобы: «что долго в себе я таю и ношу, то всё я пространно к царю напишу, скажу напрямик, без изгиба, за все его ласки ». и пишет боярин всю ночь напролёт, перо его местию дышит, прочтёт, улыбнётся, и снова прочтёт, и снова без отдыха пишет, и злыми словами язвит он царя, и вот уж, когда занялася заря, поспело ему на отраду послание, полное яду. но кто ж дерзновенные князя слова отвезть иоанну возьмётся? кому не люба на плечах голова, чьё сердце в груди не сожмётся? невольно сомненья на князя нашли… вдруг входит шибанов в поту и в пыли: «князь, служба моя не нужна ли? вишь, наши меня не догнали! » и в радости князь посылает раба, торопит его в нетерпенье: «ты телом здоров, и душа не слаба, а вот и рубли в награжденье! » шибанов в ответ господину: «добро! тебе здесь нужнее твоё серебро, а я и за муки письмо твоё в царские руки». звон медный несётся, гудит над москвой; царь в смирной одежде трезвонит; зовёт ли обратно он прежний покой иль совесть навеки хоронит? но часто и мерно он в колокол бьёт, и звону внимает московский народ, и молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни. в ответ властелину гудят терема, звонит с ним и вяземский лютый, звонит всей опрични кромешная тьма, и васька грязной, и малюта, и тут же, гордяся своею красой, с девичьей улыбкой, с змеиной душой, любимец звонит иоаннов, отверженный богом басманов. царь кончил; на жезл опираясь, идёт, и с ним всех окольных собранье. вдруг едет гонец, раздвигает народ, над шапкою держит посланье. и спрянул с коня он поспешно долой, к царю иоанну подходит пешой и молвит ему, не бледнея: «от курбского князя андрея! »
- Одной из основных черт данной эпохи является наличие князей, которые имеют достаточно большое влияние и круг поклонников, но тем не менее, они испытывают недовольство и злость по отношению к царю. Это отражено в ситуации с князем Курбским, который посылает послание царю, чтобы высказаться и противиться царсим решениям. Таким образом, мы видим, что в данную эпоху, отношения между князьями и царем были неоднозначными и противоречивыми.
- Еще одной чертой является наличие опричнины – это специальное подразделение охранников, созданное царем Иоанном Грозным в конце XVI века. Они являлись личной охраной царя и следили за соблюдением его воли, но при этом себя вели жестоко и производили террор среди населения. Это отражено в отрывке, где упоминаются опричники – сопровождающие царя и звонящие колоколами, отражающими власть царя и страх, который они вызывают у народа.
- Отношения между людьми в данной эпохе также характеризуются верностью и преданностью. Это видно по отношению Васьки Шибанова к князю Курбскому. Он сопровождает и поддерживает князя в сложной ситуации, показывая свою рабскую верность и безусловную преданность своему господину.
Таким образом, данный отрывок обозначает определенные черты русской исторической эпохи, такие как противоречивые отношения между князьями и царем, наличие опричнины, которая вызывает страх и жестокость, а также верность и преданность подданных к своему властителю.