нязь Серебряный Никита Романович — главный герой. Общеизвестно, что основным источником исторических сведений для этого произведения Толстого, как и его драматургической трилогии, была «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Но Толстой не ставил своей целью дать художественную иллюстрацию, т. е. крупный план событий из карамзинского труда, который и сам по себе содержал художественное начало. Основания авторского замысла изложены в «Предисловии» и в заключении: это «изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия». Хотя Толстой осуждает это общество за то, что оно смотрело «без негодования» на деяния Иоанна и «ужасы того времени», само повествование он освобождает от суда «потомка», напротив, стремится показать, что в любых исторических условиях есть место чести, благородству, самоотверженности.
Лучшими человеческими качествами наделены его любимые герои: славный воин Князь Серебряный и старый боярин Дружина Андреевич Морозов (у них исторические фамилии, но судьбы их вымышлены). Внимателен он к психологическим портретам сына Малюты Скуратова — Максима, восставшего против отца, царского любимца Федора Басманова, царедворца Бориса Годунова. Предлагая читателю хитроумный, близкий к традиции авантюрного романа сюжет, Толстой помнит, однако, о серьезном историософском пафосе своего произведения и легко отказывается от таких возможностей фабулы, которые могли бы придать повествованию еще большую динамику (история любви Князя Серебряного и Елены, ставшей женой Морозова). С другой стороны, он готов допустить известную условность, когда речь идет об изображении судеб людей из народа (история разбойника Перстня, ставшего к финалу повести завоевателем Сибири Иваном Кольцо, судьба простодушного богатыря Митьки, не могущего простить, однако, поругания своей невесты и т. п.). Князь Серебряный гибнет в бою, решительно отказавшись от сомнительной чести стать опричником, Елена ушла в монастырь; гордый и смелый Дружина Андреевич казнен.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997
Роман А. К. Толстого "Князь Серебряный", особенности авторского взгляда на историю Осмысление эпохе Ивана Грозного в романе. Воссоздание характера эпохи, духа века. Изображении народа в романе. Воссоздание жизни городской и деревенской Руси XVI века. Четкость композиции и точный подборо красок.
нязь Серебряный Никита Романович — главный герой. Общеизвестно, что основным источником исторических сведений для этого произведения Толстого, как и его драматургической трилогии, была «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Но Толстой не ставил своей целью дать художественную иллюстрацию, т. е. крупный план событий из карамзинского труда, который и сам по себе содержал художественное начало. Основания авторского замысла изложены в «Предисловии» и в заключении: это «изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия». Хотя Толстой осуждает это общество за то, что оно смотрело «без негодования» на деяния Иоанна и «ужасы того времени», само повествование он освобождает от суда «потомка», напротив, стремится показать, что в любых исторических условиях есть место чести, благородству, самоотверженности.
Лучшими человеческими качествами наделены его любимые герои: славный воин Князь Серебряный и старый боярин Дружина Андреевич Морозов (у них исторические фамилии, но судьбы их вымышлены). Внимателен он к психологическим портретам сына Малюты Скуратова — Максима, восставшего против отца, царского любимца Федора Басманова, царедворца Бориса Годунова. Предлагая читателю хитроумный, близкий к традиции авантюрного романа сюжет, Толстой помнит, однако, о серьезном историософском пафосе своего произведения и легко отказывается от таких возможностей фабулы, которые могли бы придать повествованию еще большую динамику (история любви Князя Серебряного и Елены, ставшей женой Морозова). С другой стороны, он готов допустить известную условность, когда речь идет об изображении судеб людей из народа (история разбойника Перстня, ставшего к финалу повести завоевателем Сибири Иваном Кольцо, судьба простодушного богатыря Митьки, не могущего простить, однако, поругания своей невесты и т. п.). Князь Серебряный гибнет в бою, решительно отказавшись от сомнительной чести стать опричником, Елена ушла в монастырь; гордый и смелый Дружина Андреевич казнен.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997
Осмысление эпохе Ивана Грозного в романе. Воссоздание характера эпохи, духа века. Изображении народа в романе. Воссоздание жизни городской и деревенской Руси XVI века. Четкость композиции и точный подборо красок.