Какая проблема текста и авторская позиция? (1) В 1949 году во время Первого конгресса сторонников мира в Париже я выступал перед журналистами. (2) Один из них спросил меня, как я отношусь к статье, напечатанной в российской газете, где Мольер назван слабым драматургом, что особенно ясно, когда смотришь пьесы Островского. (3) Я ответил, что статьи не читал, но если она действительно напечатана, то ее автор не очень сведущ в литературе, да и умом не блещет.
(4) С тех пор многое изменилось, но подлинное раболепство, низкопоклонство еще не исчезло. (5) Недалеко от дома, где я живу, стоит небольшой бюст А.П. Чехова. (6) Памятник поставили в 1954 году. (7) Несколько лет спустя он оброс репейником, крапивой, чертополохом. (8) Напрасно я уговаривал местные власти расчистить место вокруг памятника, посадить цветы. (9) Ко мне приехали две француженки, корреспондентки «Юманите». (10) Одна из них говорила по-русски. (11) По дороге они стали фотографировать памятник Чехову. (12) Сопровождающий удивился: «Выходит, во Франции Чехова знают...» (13) Француженка ответила: «(14) Конечно. (15) Но я думала, что его знают и в России», — она показала на заросли крапивы. (16) На следующий день я увидел вокруг памятника анютины глазки.
(17) Комплекс неполноценности часто связан с комплексом превосходства, и человек, не уверенный в себе, сплошь и рядом держится надменно. (18) Наш народ создал великие произведения искусства, оказался впереди всех в некоторых областях науки, выиграл Великую войну. (19) Конечно, у нас много непроезжих дорог, коммунальных квартир, дурной живописи или бескультурья, стыдится этого перед иностранцами не приходится. (20) Стыдиться нужно перед собой, стыдиться и бороться за повышение жизненного уровня. (21) Никого не принизит уважение к культуре других стран, в том числе и тех, где до сих пор царят доживающие свой век порядки. (22) Народы этих стран живы; они не только давали в они дают и поныне больших ученых, писателей, художников. (23) Раболепствовать могут люди, еще не освободившиеся от психики раба. (24) А чувство собственного достоинства не имеет ничего общего с чванством полураба, полузазнайки.