Ель комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» — высмеять «все дурное в России» Автор поставил перед собой реальную цель — «смеяться сильно» над фактами и происшествиями, которые достойны «осмеяния всеобщего» . Именно в искреннем, здоровом смехе, по мнению Гоголя, заключается мощнейшее средство эффективного воздействия на существующее общество. «Комизм кроется везде.. . живя среди него, мы его не видим, но.. . если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху» , — таким был ответ Гоголя на реплику его ближайшего друга, писателя Аксакова: «современная русская жизнь не дает материала для комедии» . Действительно, даже в тяжелой, обременяющей действительности, обладая некоторым воображением и живостью ума, можно обнаружить комические, смешные моменты. В данном случае предметом рассмотрения является не поведение конкретного человека, героя повествования, а вся современная жизнь в каждом ее уродливо-комическом, гротескном проявлении.
Основой сюжета комедии «Ревизор» является традиционное драматургическое несоответствие: обычный человек, рядовой обыватель, по воле случая оказывается принятым окружающими за личность, которой он на самом деле не является. Но произведение Гоголя, несмотря на свою кажущуюся традиционность, тем не менее, является новаторским: в отличие от своих литературных «предшественников» , Хлестаков вовсе не стремится за кого-либо себя выдавать — наоборот, он искренен и чистосердечен в своих высказываниях. Но именно это его простодушие и стало основной причиной коллективного заблуждения чиновников небольшого уездного городка. Закоренелый, видавший виды плут, скорее всего, не смог бы обмануть опытного пройдоху городничего, который сам, бывало, «мошенников из мошенников обманывал» . Именно эта случайность, непреднамеренность поступков мнимого ревизора и явилась тем роковым фактором, который привел к дальнейшему развитию событий. Каких-либо внешних «толчков» , побуждающих действие к нарастанию, в комедии «Ревизор» не наблюдается — основным движущим импульсом становится внутренний, природный страх, свойственный каждому чиновнику, независимо от его положения в обществе и размера доходов. Именно это чувство становится объединяющим мотивом для жителей городка — не нравственное родство душ, не совпадение интересов и взглядов на жизнь, а лишь ужас перед вышестоящим начальством и стремление выслужиться.
Быстро развивающиеся события раскрывают читателю истинное лицо героев комедии, демонстрируют их уродливость, курьезность, жалкость. Все эти люди убоги и смешны не сами по себе — смешны их духовно нищая жизнь, низкопоклонство, стремление к личному обогащению в ущерб окружающим — черты, олицетворяющие смысл существования всей России. Не случайно последняя реплика — «Над собою смеетесь» — обращена не к персонажам произведения, находящимся на сцене, а к сидящим в зале зрителям.
Автор поставил перед собой реальную цель — «смеяться сильно» над фактами и происшествиями, которые достойны «осмеяния всеобщего» . Именно в искреннем, здоровом смехе, по мнению Гоголя, заключается мощнейшее средство эффективного воздействия на существующее общество. «Комизм кроется везде.. . живя среди него, мы его не видим, но.. . если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху» , — таким был ответ Гоголя на реплику его ближайшего друга, писателя Аксакова: «современная русская жизнь не дает материала для комедии» . Действительно, даже в тяжелой, обременяющей действительности, обладая некоторым воображением и живостью ума, можно обнаружить комические, смешные моменты. В данном случае предметом рассмотрения является не поведение конкретного человека, героя повествования, а вся современная жизнь в каждом ее уродливо-комическом, гротескном проявлении.
Основой сюжета комедии «Ревизор» является традиционное драматургическое несоответствие: обычный человек, рядовой обыватель, по воле случая оказывается принятым окружающими за личность, которой он на самом деле не является. Но произведение Гоголя, несмотря на свою кажущуюся традиционность, тем не менее, является новаторским: в отличие от своих литературных «предшественников» , Хлестаков вовсе не стремится за кого-либо себя выдавать — наоборот, он искренен и чистосердечен в своих высказываниях. Но именно это его простодушие и стало основной причиной коллективного заблуждения чиновников небольшого уездного городка. Закоренелый, видавший виды плут, скорее всего, не смог бы обмануть опытного пройдоху городничего, который сам, бывало, «мошенников из мошенников обманывал» . Именно эта случайность, непреднамеренность поступков мнимого ревизора и явилась тем роковым фактором, который привел к дальнейшему развитию событий. Каких-либо внешних «толчков» , побуждающих действие к нарастанию, в комедии «Ревизор» не наблюдается — основным движущим импульсом становится внутренний, природный страх, свойственный каждому чиновнику, независимо от его положения в обществе и размера доходов. Именно это чувство становится объединяющим мотивом для жителей городка — не нравственное родство душ, не совпадение интересов и взглядов на жизнь, а лишь ужас перед вышестоящим начальством и стремление выслужиться.
Быстро развивающиеся события раскрывают читателю истинное лицо героев комедии, демонстрируют их уродливость, курьезность, жалкость. Все эти люди убоги и смешны не сами по себе — смешны их духовно нищая жизнь, низкопоклонство, стремление к личному обогащению в ущерб окружающим — черты, олицетворяющие смысл существования всей России. Не случайно последняя реплика — «Над собою смеетесь» — обращена не к персонажам произведения, находящимся на сцене, а к сидящим в зале зрителям.