Как видим, помыслы и надежды автора были связаны с его верой в человеческую к возрождению. Н.В. Гоголь, надо сказать, был религиозным мистиком: он воспринимал себя если и не пророком, то во всяком случае носителем особой божественной миссии для русского народа.
Увы, великому плану воскрешения «мёртвых душ» не суждено было реализоваться. В период глубочайшего душевного кризиса Гоголь трагически переосмыслил свою жизнь и своё творчество. В минуту отчаяния писатель сжёг рукопись второго тома. Лишь некоторые сохранившиеся главы позволяют нам представить, какое развитие могла бы иметь тема преображения в произведении.
Поводом для путешествия предприимчивого героя послужило задуманное им преступление.
Случаи афер с закладом несуществующей или не имеющей никакой ценности собственности стали распространяться в России, суть которых состояла в следующем.
После каждой переписи населения помещики должны были платить налог на владение крепостными мужского пола. Налог оставался неизменным вплоть до следующей переписи, даже если крепостной убегал от помещика или умирал. Ближайшие по времени действия «Мёртвых душ» переписи («ревизии») были в 1815 и 1835 годах. События в первом томе происходят между 1820 и 1823 годами.
Результаты переписи назывались «ревизскими сказками». Вносить изменения в «ревизские сказки» в периоды между переписями не разрешалось. Помещики несли несправедливые, на их взгляд, убытки, выплачивая налоги на уже умерших или сбежавших крестьян. Чичиков собирается скупить таких крепостных по низкой цене и заложить в Опекунском совете. Юридических препятствий в осуществлении героем этого плана нет, так как по документам крепостные числятся живыми. Как только он получит деньги (ссуду), мошенническая операция будет завершена: Чичиков не собирается ничего выкупать! Невыкупленное заложенное имущество — крепостных или недвижимость — Опекунский совет распродавал на аукционах, а вырученные деньги шли на поддержание богаделен и сиротских приютов. Но в ситуации с закладом Чичикова выручки быть не могло, ибо герой-пройдоха собирался заложить крепостных, давно умерших и числившихся живыми только в «ревизских сказках». Поэтому преступление было беспримерным по цинизму! Не случайно про главного героя в поэме говорят «подлец Чичиков», «чертов сын».
Итак, для покупки мёртвых душ Чичиков отправляется в провинцию. Там он покупает мёртвые души у пяти помещиков. Встречи с ними и составляют основное содержание первого тома, своеобразную сатирическую энциклопедию провинциальной России. (Вспомним: за основу взят план «Ада» в «Божественной комедии» Данте.) Чичиков погружается в ад российской провинции круг за кругом. Каждый из помещиков, с которыми ему приходится общаться, по-своему «мертв». Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин — огонь жизни в них погас, и лишь в некоторых тлеют угольки, из которых когда-нибудь может вновь разгореться человеческое достоинство. Позже всех — в завершающей, одиннадцатой главе — читатель знакомится с биографией Чичикова, хотя давно уже наблюдает за ним и за его действиями. История Чичикова последняя в череде жизнеописаний первого тома «Мертвых душ».
можешь сказать что за текст ?