Похлёбка «Щи да каша – пища наша» Так любили говаривать в народе. Каша была самой простой, сытной и доступной едой. Немного крупы и зерна, воды или молока, соль по вкусу – вот и весь секрет. В XVI в. было известно не менее 20 видов каш – сколько круп, столько и каш. Да и разные виды крупы позволяли готовить особую кашу. В Древней Руси кашей называли любую похлебку, сваренную из измельченных продуктов, в том числе рыбы, овощей, гороха. Как и без блинов, без каши не обходился ни один обряд. Варили ее на свадьбу, на крестины, на поминки. По обычаю молодых кормили кашей после первой брачной ночи. Этой традиции придерживались даже цари. Свадебный пир на Руси так и назывался – «кашей» . Подготовка к этому торжеству была весьма хлопотной, потому и говорили о молодых: «заварили кашу» . Если же свадьба расстраивалась, то виноватых осуждали: «с ними каши не сваришь» . Разновидность каши – поминальная кутья, упомянутая еще в «Повести временных лет» . В Давние времена ее готовили из зерен пшеницы и меда. Многие старинные крестьянские каши – гречневая, пшенная, овсяная – и по сей день на нашем столе. А вот о полбяной многие знают только из пушкинской сказки о работнике Балде, которого жадный поп кормил полбой. Именно так называлось злаковое растение – что-то среднее между пшеницей и ячменем. Каша из полбы, хотя и питательная, грубая на вкус, потому и была пищей бедняков. Пушкин дал своему попу прозвище «толоконный лоб» . Толокном называлась овсяная крупа особого приготовления, из которой также варили кашу. Некоторые исследователи считают кашу праматерью хлеба. По легенде, древний повар, готовя кашу, переложил сверх меры зерна и получил в результате хлебную лепешку.
«Щи да каша – пища наша»
Так любили говаривать в народе. Каша была самой простой, сытной и доступной едой. Немного крупы и зерна, воды или молока, соль по вкусу – вот и весь секрет.
В XVI в. было известно не менее 20 видов каш – сколько круп, столько и каш. Да и разные виды крупы позволяли готовить особую кашу. В Древней Руси кашей называли любую похлебку, сваренную из измельченных продуктов, в том числе рыбы, овощей, гороха.
Как и без блинов, без каши не обходился ни один обряд. Варили ее на свадьбу, на крестины, на поминки. По обычаю молодых кормили кашей после первой брачной ночи. Этой традиции придерживались даже цари. Свадебный пир на Руси так и назывался – «кашей» . Подготовка к этому торжеству была весьма хлопотной, потому и говорили о молодых: «заварили кашу» . Если же свадьба расстраивалась, то виноватых осуждали: «с ними каши не сваришь» .
Разновидность каши – поминальная кутья, упомянутая еще в «Повести временных лет» . В Давние времена ее готовили из зерен пшеницы и меда.
Многие старинные крестьянские каши – гречневая, пшенная, овсяная – и по сей день на нашем столе. А вот о полбяной многие знают только из пушкинской сказки о работнике Балде, которого жадный поп кормил полбой. Именно так называлось злаковое растение – что-то среднее между пшеницей и ячменем. Каша из полбы, хотя и питательная, грубая на вкус, потому и была пищей бедняков. Пушкин дал своему попу прозвище «толоконный лоб» . Толокном называлась овсяная крупа особого приготовления, из которой также варили кашу.
Некоторые исследователи считают кашу праматерью хлеба. По легенде, древний повар, готовя кашу, переложил сверх меры зерна и получил в результате хлебную лепешку.