» , намекал, что преследовать по службе не собирается, просил освободить от извинений, пока наконец не гаркнул: «Пошел вон! » Человеческого языка Червяков не мог понять, а «пошел вон» понял сразу. Добровольное холопство приобретает в этом рассказе еще более гротескную и жалкую форму.
«Маленькие люди» из этих рассказов Чехова не понимают, не осознают всю глубину своего ничтожества. А причины этого не в том, что они не слишком преуспели в своей карьере. Их проблемой является духовная бедность, отсутствие чувства собственного достоинства, готовность к самоуничижению. Они «униженные и оскорбленные» , но обычно сами этого не знают, не осознают, потому что принимают жизнь, как спектакль, в котором им отведена роль лакеев, выходящих на сцену ради слов: «Кушать подано» . Общественное неравенство кажется им закономерным и существующим навсегда.
Чехов своими произведениями попытался призвать людей «выдавливать из себя раба» , чтобы, «проснувшись в одно прекрасное утро» , почувствовать, «что в жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая»…
«Маленькие люди» из этих рассказов Чехова не понимают, не осознают всю глубину своего ничтожества. А причины этого не в том, что они не слишком преуспели в своей карьере. Их проблемой является духовная бедность, отсутствие чувства собственного достоинства, готовность к самоуничижению. Они «униженные и оскорбленные» , но обычно сами этого не знают, не осознают, потому что принимают жизнь, как спектакль, в котором им отведена роль лакеев, выходящих на сцену ради слов: «Кушать подано» . Общественное неравенство кажется им закономерным и существующим навсегда.
Чехов своими произведениями попытался призвать людей «выдавливать из себя раба» , чтобы, «проснувшись в одно прекрасное утро» , почувствовать, «что в жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая»…