Чтобы рассмотреть образ Пугачёва в произведениях таких великих поэтов, как Александр Пушкин и Сергей Есенин, нужно сделать противопоставление. Надо сказать, что русская литература изобилует примерами того, как исторические события и личности вдохновляли писателей и поэтов, что потом выливалось в серьёзные труды и становилось классикой. И, конечно, порой не один автор пишет об одном и том же человеке, что даёт возможность со всех сторон увидеть, как происходили те или иные события. Как раз если мы говорим об образе Пугачёва у Пушкина и Есенина, видно, что восстание этого человека описано очень точно, хотя определенные различия в повествовании, разумеется, есть. Это не должно удивлять читателя, ведь у каждого автора есть своё отношение и свой взгляд не только на исторические события, но и на конкретных людей. Зато нам сегодня легче представить образ Пугачёва, описать его и сделать его анализ. Сейчас рассмотрим жанровую характеристику произведений.
Жанр Пушкина и жанр Есенина Александр Пушкин отразил образ Пугачёва в "Капитанской дочке", и мы знаем, что это произведение - исторический роман, то есть автор описал в нём конкретную историческую эпоху. Пушкин взглядом стороннего наблюдателя смотрит на развитие действия. А что можно сказать об образе Пугачёва в произведении Есенина? Сергей Есенин ведёт повествование в несколько другом жанре - это драматическая поэма. Образно говоря, проникнувшись духом того времени, глубоко поразмышляв над личностью Пугачёва, Есенин восхищается им. Поэтому разница в жанрах произведений явно видна, хоть оба поэта отталкивались от одних и тех же исторических свидетельств. Каким представляется Пугачёв у Пушкина Пушкин описал Пугачёва в своем произведении "Капитанская дочка" с весьма интересной стороны. Это не просто руководитель восстания, но скорее главарь разбойничей банды, который подражает Гришке Отрепьеву, жестокому авантюристу, который убивает всех подряд, и не терпит никого, кто переходит ему дорогу. Пугачёв понимает, что от восстания не приходится ожидать победы, и чувствует себя загнанным зверем. Но стоит отметить, чем образ Пугачёва у Пушкина характерен - автор подчёркивает как великодушен и добр разбойник. Вышеуказанный момент мы видим в сюжете, когда Пётр Гринёв был помилован, поскольку до этого оказал Пугачёву. Действительно, Пушкин говорит о зрелости и опыте этого человека, который может вести за собой людей, приказывать им и руководить, оставив неизгладимый след в истории. Образ героя многогранен, и мы сегодня, как читатели, можем увидеть много ярких черт в этом образе, который создал Пушкин на основании исторических документов.
Причины возникновения интереса в русском обществе к духовному и материальному проявлению национального своеобразия, "духа народа" достаточно хорошо известны и подробно описаны в специальной литературе: крах философии рационализма в последних десятилетиях XVIII века предопределил переход к новым, "идеалистическим" мировоззренческим системам, открывшим самоценность явлений сиюминутного и их постоянный динамизм; утверждение романтического творческого осмысления действительности позволило обнаружить несомненную эстетическую ценность народного начала, а Отечественная война 1812г., с очевидностью доказала, что понятия "народ", "народный характер" – вовсе не выдумка, философская или эстетическая абстракция, а явление вполне реальное, имеющее интереснейшую и драматичную историю.
Неудивительно, что именно под знаком "народности", поисков форм её выражения проходит практически весь "золотой век" русской литературы.
Если рассматривать русскую литературу XIX – начала XX вв. (хотя бы на примере творчества авторов, неизменно составлявших костяк школьной программы) применительно к понятию "народный характер", необходимо отметить следующее.
1. Для русских художников XIX - начала XX вв. народный характер – вполне объективное явление реальной жизни, а не просто художественное обобщение, символ, красивый миф, а потому народный характер заслуживает внимательного и подробного изучения.
2. Как и всякое явление реальной жизни, народный характер сложен и противоречив, обладает как привлекательными, так и отталкивающими чертами, включает в себя драматические противоречия окружающей действительности, острейшие духовные проблемы. Это заставляет отказаться от школярского взгляда на народный характер в русской литературе как на нечто абсолютно положительное, цельное, имеющее значение образца, идеала, близостью или удалённостью от которого измеряется состоятельность тех или иных персонажей. Так, в драме А.Н. Островского "Гроза" Кабаниха, Дикой, Катерина, Варвара, Ваня Кудряш – характеры очень разные и содержательно, и в идейно-смысловом отношении, но, безусловно, "народные".
Чтобы рассмотреть образ Пугачёва в произведениях таких великих поэтов, как Александр Пушкин и Сергей Есенин, нужно сделать противопоставление. Надо сказать, что русская литература изобилует примерами того, как исторические события и личности вдохновляли писателей и поэтов, что потом выливалось в серьёзные труды и становилось классикой. И, конечно, порой не один автор пишет об одном и том же человеке, что даёт возможность со всех сторон увидеть, как происходили те или иные события. Как раз если мы говорим об образе Пугачёва у Пушкина и Есенина, видно, что восстание этого человека описано очень точно, хотя определенные различия в повествовании, разумеется, есть. Это не должно удивлять читателя, ведь у каждого автора есть своё отношение и свой взгляд не только на исторические события, но и на конкретных людей. Зато нам сегодня легче представить образ Пугачёва, описать его и сделать его анализ. Сейчас рассмотрим жанровую характеристику произведений.
Жанр Пушкина и жанр Есенина Александр Пушкин отразил образ Пугачёва в "Капитанской дочке", и мы знаем, что это произведение - исторический роман, то есть автор описал в нём конкретную историческую эпоху. Пушкин взглядом стороннего наблюдателя смотрит на развитие действия. А что можно сказать об образе Пугачёва в произведении Есенина? Сергей Есенин ведёт повествование в несколько другом жанре - это драматическая поэма. Образно говоря, проникнувшись духом того времени, глубоко поразмышляв над личностью Пугачёва, Есенин восхищается им. Поэтому разница в жанрах произведений явно видна, хоть оба поэта отталкивались от одних и тех же исторических свидетельств. Каким представляется Пугачёв у Пушкина Пушкин описал Пугачёва в своем произведении "Капитанская дочка" с весьма интересной стороны. Это не просто руководитель восстания, но скорее главарь разбойничей банды, который подражает Гришке Отрепьеву, жестокому авантюристу, который убивает всех подряд, и не терпит никого, кто переходит ему дорогу. Пугачёв понимает, что от восстания не приходится ожидать победы, и чувствует себя загнанным зверем. Но стоит отметить, чем образ Пугачёва у Пушкина характерен - автор подчёркивает как великодушен и добр разбойник. Вышеуказанный момент мы видим в сюжете, когда Пётр Гринёв был помилован, поскольку до этого оказал Пугачёву. Действительно, Пушкин говорит о зрелости и опыте этого человека, который может вести за собой людей, приказывать им и руководить, оставив неизгладимый след в истории. Образ героя многогранен, и мы сегодня, как читатели, можем увидеть много ярких черт в этом образе, который создал Пушкин на основании исторических документов.
Причины возникновения интереса в русском обществе к духовному и материальному проявлению национального своеобразия, "духа народа" достаточно хорошо известны и подробно описаны в специальной литературе: крах философии рационализма в последних десятилетиях XVIII века предопределил переход к новым, "идеалистическим" мировоззренческим системам, открывшим самоценность явлений сиюминутного и их постоянный динамизм; утверждение романтического творческого осмысления действительности позволило обнаружить несомненную эстетическую ценность народного начала, а Отечественная война 1812г., с очевидностью доказала, что понятия "народ", "народный характер" – вовсе не выдумка, философская или эстетическая абстракция, а явление вполне реальное, имеющее интереснейшую и драматичную историю.
Неудивительно, что именно под знаком "народности", поисков форм её выражения проходит практически весь "золотой век" русской литературы.
Если рассматривать русскую литературу XIX – начала XX вв. (хотя бы на примере творчества авторов, неизменно составлявших костяк школьной программы) применительно к понятию "народный характер", необходимо отметить следующее.
1. Для русских художников XIX - начала XX вв. народный характер – вполне объективное явление реальной жизни, а не просто художественное обобщение, символ, красивый миф, а потому народный характер заслуживает внимательного и подробного изучения.
2. Как и всякое явление реальной жизни, народный характер сложен и противоречив, обладает как привлекательными, так и отталкивающими чертами, включает в себя драматические противоречия окружающей действительности, острейшие духовные проблемы. Это заставляет отказаться от школярского взгляда на народный характер в русской литературе как на нечто абсолютно положительное, цельное, имеющее значение образца, идеала, близостью или удалённостью от которого измеряется состоятельность тех или иных персонажей. Так, в драме А.Н. Островского "Гроза" Кабаниха, Дикой, Катерина, Варвара, Ваня Кудряш – характеры очень разные и содержательно, и в идейно-смысловом отношении, но, безусловно, "народные".