Пугачев видит безнадежность своего пути. Это сознательное самопожертвование во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Ворону завидует орел, так как первый из них живет триста лет, а второй – тридцать три. Но при этом «ворон питается мертвячиной, а орел пьет живую кровь». Вывод этой сказки следующий: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом что Бог даст!».
Нельзя мириться с рабством, почувствовав свободу. Но Пугачев хочет свободы не только для себя, но и для крестьян, измученных гнетом крепостного права. В этом, на мой взгляд, заключается нравственный подвиг Емельяна. Центральная проблема повести – проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгорсокй крепости жестоким и беспощадным: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице».
Нельзя мириться с рабством, почувствовав свободу. Но Пугачев хочет свободы не только для себя, но и для крестьян, измученных гнетом крепостного права. В этом, на мой взгляд, заключается нравственный подвиг Емельяна. Центральная проблема повести – проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгорсокй крепости жестоким и беспощадным: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице».